Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 13(219) 2007

Вернуться к номеру

Мигрень — спутница одаренности

Что такое головная боль, знает каждый. Она бывает незначительной, длящейся несколько минут и проходящей самостоятельно или после приема анальгетиков. Но иногда приступы головной боли бывают очень сильными, мучительными и приносят огромные страдания. Они могут длиться от нескольких часов до нескольких суток, причем прием обезболивающих средств не облегчает страдания. Так характеризуется мигренозная головная боль.

Мигрень известна человечеству более 3000 лет и является одним из самых древних и распространенных заболеваний. Первые упоминания о периодических головных болях, напоминающих по своему описанию мигрень, ученые находят еще в текстах древнего Вавилона и в письменах Шумерской цивилизации, а согласно трудам древнегреческого историка Геродота (490–425 гг. до н.э.), в Древнем Египте среди жрецов, занимавшихся врачеванием и специализировавшихся в лечении разных болезней, имелись жрецы, лечившие только головную боль. В египетских папирусах обнаружены описания мигренозных приступов, а также прописи лекарственных средств, используемых для лечения этого заболевания. В то время считали, что симптомы, соответствующие мигрени, вызваны злыми духами, и иногда даже делали трепанацию черепа, чтобы выпустить их оттуда, хотя в папирусах встречались и прописи лекарственных средств для менее радикального лечения этого заболевания.

Впервые мигрень была описана во II в. н.э. в книге «Об острых и хронических заболеваниях» Аретеем Каппадокийским, который назвал ее «гетерокранией» («иная голова»). Известный древнегреческий врач Гален (II в. н.э.) изменил название на «гемикранию», что в переводе с греческого обозначает «половина головы», отражая одну из важных отличительных особенностей болезни — локализацию болевых ощущений в половине (hemi) головы (krania). Он впервые предположил, что основная причина мигрени заключается в изменении состояния кровеносных сосудов.

Описания способов лечения головной боли, схожей с мигренью, находят в трудах Гиппократа, Цельса и других древних врачей. К нам же этот термин пришел из французского языка (migraine) в искаженном виде.

В дальнейшем мигрень все более дифференцировалась в самостоятельное заболевание. Это происходило вследствие специфичности клинических проявлений мигрени (преходящий, обратимый характер приступов головной боли, их стереотипность, зависимость от ряда раздражителей (яркий свет, запах, вино) и др.).

В XVIII веке швейцарскими врачами были описаны клинические формы мигрени (глазная, гемиплегическая, менструальная), множество факторов, провоцирующих мигрень, в числе которых впервые был назван шоколад. В 1873 году вышла книга Эдварда Ливинга «О мигренозных головных болях и других сходных заболеваниях», которая до настоящего времени считается одним из наиболее обстоятельных трудов, посвященных клиническим отличиям мигрени от других видов головной боли.

Согласно современным статистическим данным, до 70 % населения планеты хотя бы один раз испытывали этот вид головной боли, тогда как мигренью страдает 10–15 % популяции. Она является вторым по частоте видом первичной головной боли после головной боли напряжения. Особенностью мигрени является то, что женщины испытывают мигренозные приступы в 2–3 раза чаще, чем мужчины, однако у мужчин интенсивность боли, как правило, выше. Характерным признаком мигренозной головной боли является возникновение ее в молодом возрасте — до 20 лет. Пик заболеваемости приходится на период от 25 до 34 лет. С годами заболевание имеет тенденцию к исчезновению — у мужчин, как правило, после 45 лет, у женщин — после наступления менопаузы.

Большинство исследователей указывают на наследственный характер заболевания. Мигрень чаще наследуется по женской линии, поэтому наличие семейного анамнеза сегодня рассматривается в качестве важного диагностического критерия. Показано, что примерно 70 % людей, страдающих мигренью, имеют отягощенный семейный анамнез. Наследственная предрасположенность особенно четко прослеживается в случае мигрени с аурой. Считается, что если приступы мигрени были у обоих родителей, риск заболевания у потомков достигает 60–90 %. Если приступы мигрени наблюдались у матери, то риск заболевания составляет 72 %, если у отца — 30 %. Н. Флатау (1987) показал, что у мужчин, страдающих мигренью, матери болели этим заболеванием в 4 раза чаще, чем отцы.

Мигрень относят к заболеваниям, которыми страдают в основном сильные, волевые, активные, честолюбивые и целеустремленные люди. Замечено, что такие люди имеют определенные психологические характеристики: высокую социальную активность и адаптацию, тревожность, амбициозность, нетерпимость к ошибкам других, перфекционизм, инициативность, честолюбие — личностные качества, которые позволяют добиться в жизни успехов.

Некоторые исследователи, например В.П. Эфроимсон, автор книги «Гениальность и генетика» (М., 1998), выделяют группу заболеваний (подагра, синдром Марфана, мигрень), которые являются «спутниками» творческой одаренности. Известно, что при таких заболеваниях организм в избыточных количествах вырабатывает вещества, обладающие психостимулирующим действием (например, при подагре — мочевую кислоту). Среди известных людей, страдавших мигренью, много знаменитых ученых, писателей, художников, музыкантов, полководцев и властителей мира: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Э. По, Петр I, Ч. Дарвин, Л. Бетховен, П. Чайковский, Ф. Шопен, Р. Вагнер, К. Маркс, З. Фрейд, А. Чехов, К. Линней, Г. Гейне, Г. Мопассан, Ф. Ницше, Наполеон, Ф. Достоевский, Н. Гоголь, Кальвин, Б. Паскаль, А. Нобель; из женщин — Шарлотта Бронте, Елизавета I Тюдор, Вирджиния Вульф.

Наиболее яркое описание мигрени представлено в известном романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», где данным недугом страдал Понтий Пилат. Неизвестно, испытывал ли М. Булгаков приступы мигрени, но каждый, кому довелось пережить эту боль, не может не согласиться с более чем достоверным описанием этой болезни.

«Более всего на свете прокуратор Иудеи Понтий Пилат ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя».

В большинстве случаев мигренозный приступ развивается без каких-либо предшествующих ему симптомов (мигрень без ауры наблюдается в 80 % случаев). Однако у больных в течение нескольких часов до приступа могут наблюдаться дисфория (изменение настроения), раздражительность, изменение аппетита — так называемые предвестники, или аура (мигрень с аурой отмечается в 20 % случаев). Для мигрени с аурой характерно возникновение предвестников — чаще до, реже — одновременно или на фоне уже развернувшегося приступа. У одного и того же больного аура перед каждым приступом, как правило, стереотипна. В зависимости от характера фокальных неврологических симптомов, возникающих во время ауры, выделяют несколько форм мигрени: офтальмическую (классическую), ретинальную, офтальмоплегическую, гемипаретическую, афатическую, мозжечковую, вестибулярную, базилярную или синкопальную. Наиболее часто (до 27,8 %) встречается офтальмическая (или классическая, типичная) форма, для которой характерны различные зрительные расстройства. Последние в большинстве случаев проявляются мерцающей скотомой (впервые описана выдающимся французским неврологом Ж.М. Шарко в 1887 г.): больной видит сверкающие зигзаги, точки, шары, огненные фигуры, молниеподобные вспышки, ломаные линии, напоминающие зубцы крепостной стены. Сверкающие фотопсии могут сменяться выпадением отдельных участков полей зрения или выпадением половины поля зрения (гемианопсия). Если зрительные нарушения возникают в правой половине поля зрения, то головная боль локализуется слева, и наоборот. Лишь у 10–15 % пациентов боль возникает на той же стороне.

Нарушения зрительного восприятия при мигрени настолько разнообразны в клинических проявлениях, что послужили предметом исследований ученых всего мира. При этом описания и отображение собственных ощущений на бумаге страдающими мигренью имеют сходство с образами на картинах Пабло Пикассо, относящихся к концу 30-х годов, таких как «Плачущая женщина» и «Портрет женщины в шляпе». На этих портретах человеческое лицо словно рассечено вертикальными линиями — так, что глаза и уши имеют искаженные размеры и пропорции, а один глаз выше другого. Хотя сам художник никогда не жаловался на сильную головную боль, он говорил, что изображает мир не таким, каким видит, а таким, каким мыслит. Многие исследователи считают, что Пикассо мог страдать от приступов мигрени и переносить на полотно вызванные болезнью образы.

Отдельно выделяют «обезглавленную» мигрень — редкую форму заболевания, которая характеризуется наличием ауры и локальных неврологических нарушений, чаще зрительных, при этом фаза головной боли отсутствует.

«О боги, боги, за что вы наказываете меня?

Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой».

Головная боль при мигрени имеет ряд особенностей: как правило, она односторонняя, пульсирующего характера, отличается значительной интенсивностью, локализуется, как правило, в области лба, виска и глазницы с одной стороны (почти всегда с одной и той же), сопровождается тошнотой, иногда — рвотой, которая не приносит облегчения.

У некоторых пациентов при осмотре определяется набухшая височная артерия, иногда видна ее пульсация. Больные нередко сильно сдавливают пальцем артерию, так как прекращение кровотока может уменьшить пульсирующую боль. На стороне боли сосуды конъюнктивы инъецированы, глаз слезится, околоорбитальные ткани и височная область отечны. В результате отека мягких тканей лица сдавливается капиллярная сеть, лицо бледнеет, кожа около глаза цианотична. В течение приступа головная боль может распространиться на всю половину головы или — реже — на всю голову, тогда пульсирующая боль сменяется ощущением распирания, «раскалывания», сдавливания, возникает тошнота, в ряде случаев — многократная рвота, которая иногда ослабляет дальнейшие проявления приступа, похолодание дистальных отделов конечностей, озноб.

«Прокуратор сидел как каменный, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой. Ему захотелось подняться, подставить висок под струю и так замереть. Но он знал, что и это ему не поможет.

Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым.

Уйти из колоннады внутрь дворца, велеть затемнить комнату, повалиться на ложе, потребовать холодной воды, жалобным голосом позвать собаку Банга, пожаловаться ей на гемикранию».

Боль сопровождается увеличением порога возбудимости органов чувств, что проявляется усилением болевых ощущений от яркого света (фотофобия), громких звуков (фонофобия), резких запахов. Любое прикосновение к телу может стать нестерпимым. Характерной особенностью головной боли при мигрени является ее усиление при физической нагрузке и движениях. Поэтому очень характерно поведение страдающего мигренью во время атаки: больной старается уединиться в темной комнате, лечь в постель, укутаться одеялом, избегает лишних движений. Возможны подавленное настроение, тревога, страх, тяжелое депрессивное состояние в момент приступа.

«И мысль о яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора.

Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем стоит перед ним арестант и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать».

Во время приступов нарушается поведение больного: вербальная продукция тормозится, память и концентрация внимания ослабевают. Подобные симптомы могут ошибочно расцениваться как личностные психологические расстройства, поэтому важно убедиться, что подобные нарушения возникают только при мигренозных атаках.

«Прокуратор подумал: «Мой ум не служит мне больше...» И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»

Голос колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил:

— Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.

Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло.

— Ну вот, все и кончилось, — говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, — и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях. Прогулка принесла бы тебе большую пользу».

Длительность головной боли при мигрени в среднем составляет от 4 часов до 2–3 суток. После приступа большинство пациентов переживают период, продолжающийся до 24 часов, в течение которого они ощущают себя утомленными и ослабленными. У некоторых наступает глубокий продолжительный сон. Вне приступа у больных отсутствуют признаки органической патологии со стороны центральной нервной системы.

«— Сознайся, — тихо по-гречески спросил Пилат, — ты великий врач?

— Нет, прокуратор, я не врач.

Круто, исподлобья Пилат буравил глазами арестанта, и в этих глазах уже не было мути, в них появились всем знакомые искры.

В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: состава преступления он не нашел, бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор прокуратор не утверждает, а удаляет обвиняемого и подвергает его заключению там, где резиденция прокуратора.

Однако Христос был распят, а для Пилата все было кончено, и говорить более было не о чем. Спасение уходило навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти».

Если для Понтия Пилата единственным средством избавления от недуга была смерть, то современный пациент имеет мощное оружие в борьбе с мигренью — новые лекарственные средства, позволяющие не только купировать, но и предотвращать приступ мигрени. Современные достижения в лечении мигрени — тема наших следующих публикаций.

При подготовке статьи использованы цитаты из романа М. Булгакова
«Мастер и Маргарита»

Подготовила Галина Бут,
«Новости медицины и фармации»



Вернуться к номеру