Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал "Артеріальна гіпертензія та серцево-судинні захворювання" 4 (6) 2009

Повернутися до номеру

Новости

Сосудистые и метаболические эффекты различных классов антигипертензивных препаратов

Исследование ASCOT­BPLA продемонстрировало, что у пациентов с артериальной гипертензией (АГ) терапия атенололом в сочетании с бендрофлуметиазидом ассоциировалась с более высокой частотой развития кардиоваскулярных осложнений и новых случаев сахарного диабета по сравнению с терапией амлодипином в комбинации с периндоприлом. Эти данные нельзя объяснить лишь разницей в снижении артериального давления (АД). Возможно, различные антигипертензивные препараты отличаются своими сосудистыми и метаболическими эффектами.

Для подтверждения этой гипотезы 31 пациент с АГ были включены в 8­недельное наблюдение. Им проводилась терапия либо плацебо, либо атенололом 100 мг, либо амлодипином 10 мг, либо гидрохлортиазидом 50 мг, либо рамиприлом 10 мг, либо кандесартаном 16 мг. Атенолол, амлодипин и кандесартан достоверно снижали систолическое АД эффективнее, чем рамиприл (Р < 0,05). Атенолол и тиазид увеличивали уровень триглицеридов по сравнению с рамиприлом и кандесартаном (Р = 0,005). Амлодипин достоверно увеличивал уровень холестерина ЛПВП по сравнению с атенололом (Р = 0,011). Рамиприл и кандесартан увеличивали дилатацию сосудов в ответ на увеличение кровотока и уровень адипонектина, улучшали чувствительность к инсулину по сравнению с атенололом и тиазидной терапией (Р < 0,001 и P < 0,015). Терапия амлодипином увеличивала уровень адипонектина по сравнению с атенололом (P < 0,05). Рамиприл, кандесартан и амлодипин достоверно снижали уровень лептина по сравнению с атенололом и тиазидами (P < 0,001). Терапия амлодипином достоверно снижала уровень резистина по сравнению с рамиприлом и кандесартаном (Р = 0,001).

Таким образом, в данном исследовании показаны различные эффекты антигипертензивных препаратов на функцию эндотелия и плазменные адипоцитокины.

K. Koh, M. Quon, S. Han et al.

Статины и эректильная дисфункция: результаты французского исследования по принципу case/non­case

Ингибиторы HMG­CoA­редуктазы, известные под названием «статины», широко используются для фармакологической коррекции дислипидемий. Наиболее распространенными побочными реакциями статинов являются мышечные. Среди других побочных явлений как статинов, так и других липидоснижающих препаратов (фибраты) можно выделить эректильную дисфункцию (ЭД). Связь между ЭД и статинами четко не установлена, хотя существуют сведения о том, что она ассоциируется с приемом статинов.

Целью настоящего исследования было определить, ассоциируется ли прием статинов с ЭД или нет. Для этого была использована база данных французской фармацевтической системы и метод case/non­case. Анализировали данные пациентов, у которых побочным явлением была ЭД (case) и у которых наблюдались другие побочные явления (non­case). Исследование проводилось с 1 января 1985 по 31 декабря 2006 года, в него включались лица мужского пола в возрасте от 13 до 80 лет. Определялась ассоциация между ЭД и приемом статинов. Всего было опрошено 110 685 человек, которые принимали статины. Среди них 4471 (4 %) сообщали о наличии у них ЭД. Из них 51 (1,1 %) были озабочены возможным возникновением ЭД. ЭД выявлялась достоверно реже (Р < 0,0001) среди 106 214 пациентов, которые не принимали статины, — только у 431 (0,4 %). В среднем время от начала приема статинов до возникновения ЭД составило 62 дня. В 56,9 % случаев развития ЭД наблюдалось восстановление эректильной функции после отмены статинов и возобновление после повторного назначения статинов (в 5 случаях). Ассоциация с ЭД была статистически достоверной для всех статинов (ROR = 2,4, CI 1,8–3,3), симвастатина (ROR = 2,6, CI 1,6–4,1), аторвастатина (ROR = 3,4, CI 2,1–5,4) и розувастатина (ROR = 7,1, CI 2,6–19,4) — Р < 0,001 для всех. Для правастатина и флувастатина такой связи обнаружено не было. Не было обнаружено также и связи с дозой препаратов или длительностью приема. ЭД также достоверно ассоциировалась с приемом финастерида (ROR = 14,5, CI 8,3–25,4), фибратов (ROR = 3,6, CI 2,6–5,1), бета­адреноблокаторов (ROR = 1,5, CI 1,01–2,1) и трициклических антидепрессантов (ROR = 2,0, CI 1,2–3,4) — Р < 0,05 для всех.

Таким образом, несмотря на методологические ограничения, настоящее исследование показало, что статины могут индуцировать или ухудшать ЭД. Дальнейшие фармако­эпидемиологические исследования необходимо провести для подтверждения этого заключения и уточнения риск­факторов развития этого побочного явления.

Do C., Huyghe E., Lapeyre­Mestre M. et al. Statins and Erectile Dysfunction: results
of a Case/Non­case Study using the French Pharmacovigilance System Database // Drug safety. — 2009. — Vol. 32. — P. 591­597.

ААА­исследование: амлодипин против блокатора рецепторов ангиотензина II при атеросклерозе

В литературе появляется все больше работ, которые свидетельствуют о том, что блокаторы рецепторов к ангиотензину II (БРА) обладают антиатеросклеротическим эффектом. Большинство из этих исследований выполнено на животных in vitro и только несколько in vivo. Практически нет данных об антиатеросклеротическом действии БРА у людей. С другой стороны, было несколько сообщений, которые указывали на то, что амлодипин обладает способностью уменьшать толщину комплекса интима­медиа (ТИМ), измеренную в общей сонной артерии и являющуюся индикатором атеросклеротического повреждения.

В данном исследовании обследовано 104 пациента с артериальной гипертензией (АГ) и сахарным диабетом 2­го типа. Они были разделены на 2 группы: группа амлодипина (n = 58) включала пациентов, которым назначали амлодипин в дозе 2,5–5 мг/сутки, и группа БРА (n = 46), в которой пациенты получали либо лозартан (25–50 мг/сутки), либо кандесартан (4–8 мг/сутки), либо валсартан (40–80 мг/сутки), либо телмисартан (20–40 мг/сутки). ТИМ определялась исходно и через 56,9 недели. В группе амлодипина наблюдалось достоверное уменьшение ТИМ по сравнению с БРА (–0,046 мм против 0,08 мм, P < 0,05). Эти данные свидетельствуют о том, что у пациентов с АГ и сахарным диабетом 2­го типа амлодипин подавляет развитие раннего атеросклеротического процесса, а БРА не влияют на него.

Ikeda H., Minamikawa J., Nakamura Y. et al. Comparison of effects of amlodipine and angoitensin receptor blockers on the intima­media thickness of carotid arterial wall (AAA study: amlodipine vs ARB in atherosclerosis study // Diabetes Research and Clinical Practice. — 2009. — Vol. 83. — P. 50­53.

Недостаточный контроль артериального давления и случаи возникновения сахарного диабета

Случаи возникновения сахарного диабета 2­го типа ассоциируются с наличием артериальной гипертензии (АГ). Однако при этом нет информации о связи с контролем артериального давления (АД).

В исследование было включено 1754 пациента (средний возраст 52 ± 11 лет, 53 % — женщины) с АГ без сахарного диабета. Срок наблюдения составил 3,4 ± 1 год. АД считалось неконтролируемым, если систолическое составляло 140 мм рт.ст. и выше, а диастолическое — 90 мм рт.ст. и выше. Для установления диагноза сахарного диабета использовались критерии Американской диабетической ассоциации.

Неконтролируемое АД отмечалось у 712 (41 %) пациентов. Исходно пациенты с неконтролируемым АД были более молодого возраста (средний возраст — 51 ± 11 лет) по сравнению с больными с контролируемым АД (средний возраст — 53 ± 12 лет, Р < 0,001). Не наблюдалось различий между группами по полу, индексу массы тела, длительности существования АГ, исходному АД, исходному уровню глюкозы натощак, уровню креатинина сыворотки крови, уровню калия, липидному профилю, преобладанию метаболического синдрома. За время наблюдения сахарный диабет развился у 109 пациентов. Случаи сахарного диабета были достоверно более частыми в группе пациентов с неконтролируемым АД (8 %), чем в группе больных с контролируемым АД (4 %, OR 2,08, P < 0,0001). При Сох­регрессионном анализе отсутствие контроля АД независимо от исходного систолического АД, индекса массы тела, наличия семейной истории существования сахарного диабета, физической активности ассоциировалось с увеличением риска возникновения сахарного диабета в 2 раза (HR = 2,1, P < 0,001) независимо от возраста (HR = 1,02 в год, P = 0,03) и исходного уровня глюкозы (HR = 1,1 на мг/дл, P < 0,001).

Таким образом, у пациентов с АГ без сахарного диабета неконтролируемое АД ассоциировалось с двукратным увеличением количества случаев развития сахарного диабета независимо от возраста, индекса массы тела, исходного АД и уровня глюкозы.

Izzo R., Simone G., Chinall M. et al. Insufficient Control of Blood Pressure
and Incident Diabetes // Diabetes Care. — 2009. — Vol. 32. — P. 845­850.

Контроль артериального давления у пациентов с низкой приверженностью к лечению может быть улучшен путем более интенсивного лечения

Исследователи из Бостона показали, что у пациентов с неконтролируемым артериальным давлением (АД) интенсификация лечения приводит к улучшению контроля АД независимо от приверженности к лечению. Результаты этого исследования были опубликованы on­line в журнале Hypertension и сразу повлияли на изменения в системе ведения пациентов с артериальной гипертензией (АГ).

Ученые из Бостона провели исследование с участием 819 пациентов с АГ. Приверженность к лечению определялась с помощью электронных чипов, которые были встроены в крышечки бутылочек с антигипертензивными препаратами. С помощью электронных чипов регистрировались открытие бутылочки и его время. Пациенты были разделены на 5 групп: с отличной приверженностью, почти отличной, хорошей, плохой и группа пациентов, которые вообще не открывали бутылочки с чипами.

В дальнейшем исследователи определяли степень усиления терапии в зависимости от исходного контроля АД. Оказалось, что влияние более интенсивного лечения на конечный уровень АД было одинаковым во всех 5 группах (небольшие отличия были статистически недостоверны). Исследователи заключили, что интенсификация лечения АГ может улучшить контроль АД с различной приверженностью к лечению.

«Несмотря на недостаток свидетельств, многие клиницисты считают, что пациенты с плохой приверженностью не могут получить выгоду от интенсификации лечения, — говорит один из ведущих исследователей А. Rose. — Наше исследование опровергает это предположение. Одним из основных выводов нашего исследования есть то, что приверженность — это не двойная концепция с разделением пациентов только на приверженных и неприверженных», — добавляет ученый. Авторы рекомендуют провести дополнительные исследования с целью определения наиболее эффективной стратегии лечения для пациентов с неконтролируемым АД и «субоптимальной» приверженностью.

Rose A. Boston University School of Medicine, Medical News Today, 09 Jul 2009.



Повернутися до номеру