Газета «Новости медицины и фармации» 11(217) 2007
Вернуться к номеру
Реклама, сэр!
Разделы: Любимая страница
Версия для печати
◊ Чего только не придумают рекламщики ради привлечения клиентов! Оказывается, у наших предков фантазия работала ничуть не хуже, чем у современных гениев рекламы. А может, и лучше...
Вот, например, какой случай произошел в XIX веке в Калькутте. Полиция поймала опасного преступника. Суд приговорил его к смертной казни — повешению. В день казни к этому молодцу в камеру явился незнакомый солидный джентльмен. Они о чем-то долго разговаривали. Охранник смог расслышать только последние слова их диалога. «Я это сделаю, но вы заплатите моим родственникам 10 000 фунтов стерлингов», — сказал преступник. «Клянусь на Библии», — ответил джентльмен. Перед казнью в последнюю минуту жизни осужденному обычно разрешается произнести последнее слово. Этот преступник воспользовался данной возможностью весьма оригинально. Повернувшись к толпе, он громко прокричал: «Наилучший шоколад Вильямсона Кеннеди и К°, Лондон, Пикадилли!» И тут же был повешен.
Заплатил ли солидный джентльмен за такую рекламу родственникам повешенного, история умалчивает. Но уж в лавочке господина Вильямсона Кеннеди посетителей наверняка прибавилось.
◊ Некоторые хитрецы умудрялись в рекламных целях воспользоваться даже смертью. На одном кладбище Нью-Йорка есть могильная надпись: «Здесь покоится (далее следуют имя и фамилия умершего). Он застрелился из револьвера системы кольт, убивающего наповал. Лучшее оружие для этой цели».
Или, например, на кладбище в Балтиморе надгробие долгое время служило целым рекламным щитом. Очень дорогой и красивый памятник не мог не привлечь внимание людей, даже просто проходящих мимо. В надписи сообщалось много хорошего о Джоне Брауне. Только вот единственное, чего не хватало, так это даты смерти. В ответ на закономерный вопрос любознательных посетителей служитель кладбища объяснял: «Этот человек не только еще жив, но и бодр и здоров. Он поставил этот памятник в день своей свадьбы и открытия фабрики, производящей башмачную ваксу и мыло». Потом служитель охотно сообщал адрес фабрики. Думаю, многие посетили эту фабрику хотя бы только для того, чтобы взглянуть на этого находчивого Джона Брауна. Ну и, может, заодно купить у него башмачную ваксу и мыло.
◊ Произошло это в середине 90-х годов XIX века в США в небольшом провинциальном театре. Тогда еще не были так распространены теракты и захваты, как в наше время, но... Как только поднялся занавес, зрители затаили дыхание в ожидании спектакля, а на сцене появилась исполнительница главной роли, никому не известный молодой человек из первого ряда достал револьвер и направил его на актрису. Девушка упала в обморок. Зрители с соседних кресел бросились было обезоруживать «гангстера», но тот быстро перевел дуло в их сторону. Все отшатнулись. Человек с револьвером выглядел свирепо и, казалось, готов был раздробить череп каждому, кто шевельнется. В театре послышались визги и стоны. Пока публика была в смятении, господин обратил дуло на себя. Недолго думая, он засунул ствол себе в рот и... откусил его. Это была простая безобидная, даже не заряженная (!) шоколадка. С верхнего яруса на ошеломленную публику посыпались разноцветные открытки с адресом кондитерского фабриканта. А сам фабрикант преспокойно дожевывал шоколадный ствол. И хотя за эту рекламную выходку он был наказан, дела фирмы пошли в гору.
◊ Оригинальный способ для привлечения посетителей придумал в XIX веке владелец одного небольшого нью-йоркского ресторана. Для начала он вывесил плакат, сообщавший, что каждый, кто зайдет в ресторан хотя бы за кружкой пива, сможет бесплатно сделать свой фотопортрет. Публика клюнула. Многие люди, даже представители аристократических семей, побывали в этом самом заурядном ресторане только ради того, чтобы сфотографироваться в одиночку или группами со стаканом пива или вина в руке. Нафотографировав вволю почетных гостей, хозяин вывесил на дверях ресторана два огромных щита со всеми сделанными у него фотопортретами. А внизу большими золотыми буквами подписал: «Мои возлюбленные гости». Этот рекламный ход произвел потрясающий эффект. Ведь никто до этого времени и не подозревал, что такой третьесортный ресторан мог похвастаться подобными клиентами. Разумеется, после такого «вернисажа» дела ресторанчика пошли круто вверх. Кое-кто из местной аристократии угрожал коварному хозяину ресторана судебным преследованием за недозволенное выставление их портретов. Хозяин же отвечал, что будет ждать судебного разбирательства с большим нетерпением, потому что судебный процесс послужит новой рекламой для его заведения.
◊ Летом 1889 года по улицам Сан-Франциско степенно расхаживал человек с огромными увеличительными стеклами в руках и очень вежливо зазывал прохожих полюбоваться сквозь эти очки на Венеру, сиявшую на горизонте. Совершенно бесплатно! Очередь к странному «очкарику» все росла. И каждый из любопытных, посмотрев в очки, уходил смеясь. Ибо вместо планеты Венера, которую, видимо, все ожидали узреть, зрители видели сквозь эти очки объявление: «Покупайте мыло Венеры у Адама Смита и К°».
◊ На почтамте. В XIX веке один петербургский торговец просил начальника почтового участка штамповать чистую сторону писем его рекламной печатью.
◊ В 1879 году в штате Огайо, США, одна из газет напечатала забавное объявление, в котором сообщалось, что редакция «заключила контракт с крупнейшими и богатейшими невестами края, по которому они обязались отныне выходить замуж только за ее подписчиков». И хотя никто, конечно же, не поверил в действительность подобного контракта, по всей видимости, выдуманного самой редакцией, внимание на газету обратили. И число подписчиков увеличилось.
◊ Реклама на сапогах. К подошве сапог крепилась небольшая металлическая рамка, в которую помещался текст любой коротенькой рекламы. Особым механизмом при движении идущего набор смазывался литографской краской и оставлял следы с отчетливо отпечатанной рекламой, где бы обладатель «чудо-сапог» ни проходил. Изобретатель особенно рекомендовал такую обувь лицам, желающим выставить свою кандидатуру на выборах: можно вложить под подошву любой коротенький лозунг типа «Выбирайте меня». Впрочем, такие же сапоги мог приобрести и конкурент, чтобы отпечатывать при ходьбе: «Мой противник — негодяй!».
◊ Один из шляпных фабрикантов не без задней мысли о рекламе подарил очень хороший цилиндр знаменитому клоуну Анатолию Дурову. В одной из своих программ артист по ходу действия потребовал шляпу. Помощник подал ему одну. «Да нет, не эту!» Помощник предложил другую. «Нет!» Третью... Опять не то. Дуров забраковал все и наконец сказал: «Ты, братец, подай мне хоть старую, но прекрасную шляпу фабрики...» и назвал имя фабриканта.
◊ В конце XIX века около Дорогомиловской заставы в Москве на протяжении многих лет висела вывеска, вызывающая насмешки всех прочитавших ее: «Продаю разных мук». Вероятно, владелец мучной лавки не сразу понял, что именно намалевал ему живописец. А когда разобрался, то решил, что такая нелепость только привлечет к нему внимание.
◊ Париж считается столицей парфюма. Но и парфюмерные изделия можно подать по-разному. Одно время в витринах больших парижских магазинов стояли необычные аппараты. Всех, кто подходил к витрине, они неожиданно обрызгивали духами из пульверизатора, холодными или горячими — в зависимости от времени года. В наших магазинах это можно сделать самостоятельно.
◊ У базельского хозяина гостиницы Бернара частенько пропадали ножи и вилки. Чтобы наконец покончить с подобными кражами, а заодно и лишний раз напомнить о своей гостинице, он велел выгравировать на черенке каждого столового прибора: «Украдено у Бернара».