Журнал «Медицина неотложных состояний» 1(1) 2005
Вернуться к номеру
Семейный врач и медицина катастроф (роль, место, подготовка)
Авторы: А.И. СЕРДЮК, И.З. ЯКОВЦОВ, В.Б. ДАВЫДОВ, Б.В. ГУНЬКО, Харьковская медицинская академия последипломного образования
Рубрики: Семейная медицина/Терапия, Медицина неотложных состояний
Версия для печати
Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современном мире является весьма актуальной. Научно-технический прогресс, урбанизация влекут за собой определенные негативные тенденции.
В настоящее время наблюдается значительный рост числа природных и особенно техногенных катастроф. Аварии и катастрофы, различные чрезвычайные происшествия встречаются почти ежедневно. По данным статистики, вследствие аварий, катастроф и единичных несчастных случаев в мире ежегодно гибнет более 2 млн человек, около 200 млн получают травмы, из них до 10 млн становятся инвалидами.
Проблемы безопасности являются не менее актуальными и для Украины. На ее территории имеется значительное количество аварийно-опасных крупных промышленных объектов: это взрывопожароопасные предприятия, химически опасные производства, АЭС, искусственные водохранилища и др.
Вследствие несчастных случаев, аварий и катастроф в Украине ежегодно погибает до 70 тысяч человек: в результате транспортных катастроф — 8 тысяч человек, пожаров — 2 тысячи, отравления алкоголем — 9 тысяч, других отравлений, в т.ч. грибами — 5 тысяч человек. Наблюдается значительное количество самоубийств — около 14 тысяч в год.
При оказании помощи пострадавшим фактор времени оказания медицинской помощи играет решающую роль. Рост потери времени в арифметической прогрессии приводит к росту человеческих жертв в геометрической прогрессии. Так, если пострадавшим при катастрофах с тяжелыми механическими повреждениями медицинская помощь оказывается в течение первого часа, летальность не превышает 30%, а если она оказывается к концу третьего часа — достигает 60%. А при отравлениях время для спасения пострадавших исчисляется в минутах.
Следует отметить, что, по данным мировой статистики, из всех умерших вследствие катастроф и единичных несчастных случаев можно было бы спасти до 30% пострадавших. Но этого не происходит из-за следующих недостатков на догоспитальном этапе: медицинская помощь на месте происшествия оказывается некачественно или не в полном объеме, с опозданием или не оказывается вообще. Это происходит вследствие недостатков в организации спасательных работ при несчастных случаях, а также от неумения оказывать экстренную медицинскую помощь медицинскими работниками, спасателями, работающими в очаге происшествия, и населением.
Как известно, предупредить катастрофы полностью невозможно, однако решить вопросы уменьшения количества катастроф и потерь при них, а также обеспечить готовность лечебных учреждений и населения к оказанию медицинской помощи пострадавшим при них можно и должно.
Для решения этих задач с 1973 года в мире создано новое направление в медицине — служба медицины катастроф. Основными задачами ее является разработка научных и практических вопросов по оказанию медицинской помощи пострадавшим при различных чрезвычайных ситуациях, то есть можно говорить о медицине катастроф как об одной из составляющих общей системы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В состав медицины катастроф входят подразделения, специально предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, медицинские силы, средства и лечебные учреждения Министерства здравоохранения, Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства транспорта Украины. Руководство Государственной службой медицины катастроф (ГСМК) возложено на Министерство здравоохранения в масштабе государства, на управления здравоохранения облгосадминистрации на территории области, горздравотделы и ЦРБ сельских районов.
Основными принципами организации медицины катастроф являются: государственный и приоритетный характер; медицина катастроф создается на базе существующих лечебных учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности; она строится по территориальному принципу — сельский район, город, область, государство. Отдельные лечебные и санитарно-эпидемиологические учреждения входят в эту систему как ее структурные подразделения.
Несмотря на определенные достижения в организации работы службы медицины катастроф в нашей стране, остаются нерешенными или требуют дальнейшего совершенствования многие вопросы и проблемы.
Наиболее характерными недостатками в организации и качестве оказания медицинской помощи при массовых поражениях являются следующие.
1. Многих пострадавших, практически без оказания им медицинской помощи, в том числе и по неотложным показаниям, просто перевозят в ближайшие лечебные учреждения.
2. Помощь оказывается в порядке очередности без предшествующей медицинской сортировки или она носит формальный характер, что не обеспечивает своевременного лечения пострадавших с тяжелыми травмами и рационального использования сил и средств медицинской службы.
3. Обследование и лечение пострадавших на догоспитальном этапе проводится по расширенной программе, тем самым необоснованно задерживается эвакуация, а следовательно, и оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
4. Во время эвакуации не всегда принимаются меры, направленные на поддержание жизненно важных функций организма пострадавших, что приводит к утяжелению их состояния и даже гибели.
5. Не отработана единая медицинская документация, обеспечивающая последовательность и преемственность при лечении и эвакуации пострадавших.
6. Медицинские пункты, бригады скорой медицинской помощи и специализированные лечебные учреждения не всегда располагают необходимым материально-техническим оснащением, особенно обезболивающими препаратами, инфузионными средствами, шовным материалом, аппаратами искусственной вентиляции легких, современными лабораторными комплексами и др.
7. Недостаточна подготовка медицинского персонала, спасателей и населения по оказанию неотложной медицинской помощи.
8. У пострадавших с механическими травмами на госпитальном этапе допускаются ошибки при хирургической обработке и последующем лечении ран.
9. В части случаев на госпитальном этапе не проводятся необходимые диагностические исследования, в частности лапароцентез, торакоцентез, пробы на продолжающееся внутреннее кровотечение, в результате чего необоснованно расширяются показания для лапаротомии и торакотомии.
10. Не придается должного значения антибактериальной терапии, не проводится идентификация микрофлоры и ее тестирование на чувствительность к антибиотикам.
11. В отдельных случаях оперативные вмешательства проводятся в максимальном объеме и по усложненному варианту.
12. Нечеткость распределения функций и взаимоотношений между руководителями в очаге катастрофы.
13. Отсутствие или недостаточная обратная связь между руководителями и исполнителями.
14. Отсутствие единой, унифицированной, технически оснащенной диспетчерской и информационно-справочной системы (ИСС).
Все эти недостатки свидетельствуют о серьезных проблемах как в организации помощи пострадавшим при массовых поражениях, так и в подготовке кадров.
Роль и место врача общей практики — семейного врача в системе медицины катастроф четко не определена. Следует выделить несколько основных направлений работы семейного врача при чрезвычайных ситуациях.
Во-первых, непосредственное оказание медицинской помощи врачом общей практики — семейным врачом при чрезвычайных ситуациях. Это в особенности актуально для семейных врачей, которые работают в сельской местности. В этих условиях они работают в автономном режиме. Возможности использования службы скорой медицинской помощи ограничены в связи с ее отдаленностью, преобладанием в сельской местности фельдшерских бригад, их недостаточной оснащенностью. При единичных чрезвычайных ситуациях, таких как поражения электрическим током и молнией, утопления, удушения, бытовые отравления и т.д., оказание экстренной медицинской помощи может целиком лечь на семейных врачей.
Во-вторых, именно в сельской местности семейный врач может сталкиваться практически с любым видом природных и техногенных катастроф (землетрясения, наводнения, смерчи, оползни, железнодорожные, дорожно-транспортные аварии, повреждения продуктопроводов и др.). При этом семейный врач должен не только оказать медицинскую помощь, но и организовывать ее осуществление имеющимися у него минимальными силами и средствами до прибытия бригад скорой медицинской помощи, специализированных бригад постоянной готовности и врачебно-сестринских бригад. Семейные врачи также осуществляют медицинскую сортировку пораженных. Объем медицинской помощи, которая оказывается семейным врачом в силу его разносторонней подготовки, может включать не только первую врачебную, но и элементы квалифицированной помощи.
Третьим направлением деятельности семейного врача может быть участие в амбулаторном лечении, реабилитации и диспансеризации лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях. Это предполагает знание особенностей патологии, которая возникает при чрезвычайных ситуациях, основных подходов к лечению, реабилитации и диспансеризации. Ярким примером в этом отношении является медицинское обслуживание лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Амбулаторное обслуживание данного контингента должно лечь именно на семейных врачей.
Четвертым направлением может быть психологическая, психотерапевтическая и психиатрическая помощь пострадавшим непосредственно возле очага, а также реабилитация их и членов семей погибших. Как известно, у лиц, которые пережили катастрофу, возникает целый ряд психических нарушений, требующих лечения и реабилитации, а также возможно обострение существующих хронических заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочно-кишечного тракта и др.). Это может быть задачей семейных врачей, которые знают данные контингенты еще до возникновения катастрофы. В горнодобывающих районах Украины уже в данное время при возникновении аварий, которые приводят к человеческим жертвам, участковые врачи осуществляют медицинское наблюдение и психологическую поддержку членов семей погибших вследствие аварий. В дальнейшем эта функция, очевидно, должна перейти к семейным врачам.
В связи с тем что семейные врачи наиболее тесно и часто контактируют с населением, пятым направлением их деятельности может быть подготовка населения к действиям и защите при различных чрезвычайных ситуациях, обучение приемам оказания первой медицинской само- и взаимопомощи.
Помимо этого, на семейного врача во многом ляжет профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций. Это в первую очередь касается проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемий, профилактику отравлений, ожогов и др.
Такое разнообразие направлений деятельности семейного врача при чрезвычайных ситуациях предполагает его глубокую подготовку в области медицины катастроф.
Следует выделить основные направления подготовки семейного врача по неотложным состояниям.
1. Вопросы кардиопульмональноцеребральной реанимации.
2. Важнейшим разделом является подготовка по оказанию экстренной медицинской помощи при неотложных состояниях, которые чаще всего встречаются при чрезвычайных ситуациях, таких как политравма, синдром длительного раздавливания, ожоги, отморожения, поражения, обусловленные действием физических факторов (перегревания, переохлаждения, поражения электрическим током, утопления и т.д.); острые отравления бытового характера и в очагах поражения химически опасными веществами; радиационные аварии, защита при них и оказание неотложной помощи.
3. Вопросы психологической, психиатрической и психотерапевтической помощи пострадавшим непосредственно в очаге, последующая их реабилитация, а также психотерапевтическая помощь семьям.
Таким образом, семейному врачу отводится важная роль в спасении пострадавших при чрезвычайных ситуациях.