Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Международный неврологический журнал 5(9) 2006

Вернуться к номеру

Выбор нестероидных противовоспалительных препаратов для купирования неспецифического болевого синдрома в нижней части спины

Авторы: В.Ю. Крылова, Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца, кафедра неврологии

Рубрики: Неврология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати

От 40 до 80 % населения в течение жизни испытывают боль в нижней части спины. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах боль в нижней части спины достигает размеров пандемии и является серьезной медико-социальной проблемой.

Вертеброгенные рефлекторные, компрессионные и компрессионно-ишемические синдромы, возникающие на фоне остеохондроза позвоночника, локализующиеся в пояснично-крестцовом отделе, занимают второе место среди причин временной утраты трудоспособности, уступая только респираторным инфекциям. Среди медикаментозных средств, применяемых для лечения вертеброгенных болевых синдромов, ведущее место занимают нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП). Приближаясь по анальгетической активности к опиатам, НПВП не имеют свойственных им побочных эффектов, не вызывают привыкания. НПВП способны устранять не только ноцицептивную афферентацию, но и эндокринные проявления болевой стресс-реакции.

Действие НПВП основано на угнетении синтеза простагландинов, что обусловлено снижением активности циклооксигеназы (ЦОГ) — ключевого фермента метаболизма арахидоновой кислоты, кроме того, НПВП ингибируют миграцию нейтрофилов и реактивность лимфоцитов. Все это объясняет противоболевой, противовоспалительный и жаропонижающий эффекты препаратов. Известны две изоформы ЦОГ: ЦОГ-1 и ЦОГ-2. Простагландины, продуцируемые ЦОГ-1, играют физиологическую роль в защите слизистой желудочно-кишечного тракта, почечной регуляции натриево-водного баланса, сосудисто-тромбоцитарном гомеостазе. ЦОГ-2 продуцирует простагландины, влияющие на воспалительный ответ и процессы клеточной пролиферации.

НПВП классифицируются в зависимости от селективности ингибирования ЦОГ-1 или ЦОГ-2 следующим образом (J. Frolich,1997, в модификации):

1. Селективные ингибиторы ЦОГ-1: низкие дозы аспирина.

2. Неселективные ингибиторы ЦОГ-1 и ЦОГ-2: диклофенак, ибупрофен, кетопрофен, кеторолак, напроксен, индометацин, пироксикам, парацетамол, кетопрофен и другие.

3. Селективные ингибиторы ЦОГ-2: мелоксикам, нимесулид. По сравнению с первыми двумя группами обладают минимальным количеством побочных эффектов при применении в малых и средних дозах, однако при применении высоких доз побочные эффекты наблюдаются.

4. Специфические ингибиторы ЦОГ-2: рофекоксиб, целекоксиб, парекоксиб, эторикоксиб, валдекоксиб — не уступают по эффективности и значительно превосходят по безопасности вышеуказанные группы препаратов.

Целью нашего исследования было изучение эффективности и безопасности применения специфического ингибитора ЦОГ-2 препарата Денебол в форме раствора для инъекций, содержащего 25 мг рофекоксиба в 1 ампуле (1 мл). Денебол обладает выраженным обезболивающим и противовоспалительным действием, в терапевтических концентрациях не угнетает ЦОГ-1, не нарушая тем самым нормальные физиологические процессы в желудке, кишечнике и тромбоцитах. Кроме того, он обладает хондропротекторным действием. Уменьшение болевого синдрома наблюдалось уже через несколько минут после внутримышечного введения Денебола, максимальный аналгезирующий эффект проявлялся через 30 минут и удерживался в течение 4–8 часов с постепенным снижением в течение 24 часов. Биодоступность после внутримышечного введения Денебола достигает приблизительно 100 %. Он проникает в синовиальную жидкость, а также через гематоэнцефалический барьер, оказывая центральное обезболивающее воздействие на уровне задних столбов спинного мозга, дополнительно содержит токоферола ацетат (витамин Е), который является мощным антиоксидантом, препятствует образованию тромбов и обеспечивает нормальную работу мышц. Препарат вводился глубоко внутримышечно в дозе 25–50 мг 1 раз в день.

После короткого начального курса терапии в течение первой недели Денеболом для инъекций в дальнейшем пациенты переходили на таблетированную форму препарата в дозе 25 или 50 мг в сутки в зависимости от динамики болевого синдрома. Дополнительно для местной терапии использовался Денебол гель.

Нами обследовано 33 больных с первичным неспецифическим синдромом болей в нижней части спины (рефлекторными синдромами люмбалгии и люмбоишалгии) на фоне остеохондроза пояснично-крестцового отдела позвоночника. Мужчин — 21 (63,6 %), женщин — 12 (36,4 %). Средний возраст пациентов 47,2 ± 5,6 года. Острое течение заболевания отмечалось у 69,7 % (23 больных), хроническое — у 30,3 % (10 больных).

Для объективной оценки эффективности препарата использовались:

1) визуальная аналоговая шкала оценки боли (ВАШ) (рис. 1);

2) болевой индекс по пятибалльной системе;

3) утренняя тугоподвижность в пояснично-крестцовом отделе позвоночника в минутах.

В исследование включались больные с первичной неспецифической болью в нижней части спины с выраженностью болевого синдрома при движении 40 мм и более по ВАШ, рентгенологическими признаками остеохондроза позвоночника 1–3-й стадии по Kellgren. В исследование не включались больные со вторичной специфической болью в нижней части спины, бронхиальной астмой, аллергическими реакциями на применение НПВП, с обострением язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Результаты исследования приведены в табл. 1 и на рис. 2.

Результаты проведенного исследования до и через 10 дней после начала внутримышечного введения Денебола в дозе 50 мг свидетельствуют о статистически достоверном снижении выраженности боли по ВАШ с 75 мм до начала лечения до 25 мм через 10 дней после его начала (Р < 0,001), болевого индекса с 4,3 до 2,0 баллов (Р < 0,01) и длительности утренней тугоподвижности с 25,8 до 4,1 мин (Р < 0,00001). Ни в одном случае побочных эффектов при применении препарата не отмечалось.

Выводы

Таким образом, данное исследование показало достаточно высокую клиническую эффективность инъекционного Денебола у больных с первичными неспецифическими болями в нижней части спины. Использование в схеме терапии Денебола приводит к уменьшению выраженности болевого синдрома, снижению длительности утренней тугоподвижности более чем в 6 раз. Клинические наблюдения продемонстрировали удобство для пациента при дальнейшем переходе на таблетированную форму препарата, а также возможность снижения пероральной дозы при одновременном назначении местно геля. При хорошей системной и местной переносимости препарата не было отмечено ни одного случая токсического влияния на функцию внутренних органов, требующего отмены препарата. Высокая эффективность и хорошая переносимость Денебола дают все основания для широкого его применения в комплексной терапии у больных с первичными неспецифическими болями в нижней части спины.


Список литературы

1. Лечение боли в нижней части спины. Рефераты систематических обзоров Кокрановского сотрудничества. Перевод и редакция К.Л. Юрьевой // Український медичний часопис. — 2004. — V–VI. — С. 15-27.

2. В. Поворознюк, В. Литвин, Т. Орлик. Боль в нижней части спины. Факторы риска и диагностика // Доктор (журнал для практикующих врачей). — 2003. — № 1. — С. 31-37.

3. В.М. Шевага. Остеохондроз хребта: від патогенетично обгрунтованого діагнозу характеру больового синдрому до ефективного лікування // Міжнародний неврологічний журнал. — 2006. — № 3. — С. 40-44.

4. А. Дядик, Н. Ярова та ін. Порівняльне перехресне дослідження ефективності та безпечності застосування рофекоксибу та диклофенаку натрію у хворих із остеоартритом // Ліки України. — 2005. — № 9. — С. 65-66.

5. О. Кашуба. Оцінка побічної дії окремих нестероїдних протизапальних засобів // Лікі України. — 2005. — № 12. — С. 101-104.

6. А.Л. Верткин, Е.И. Вовк и др. Некоторые вопросы дифференцированного назначения современных лекарственных препаратов для терапии острой боли // Медицина неотложных состояний. — 2006. — № 1. — С. 91-98.

7. Ч. Адриансен. Основные концепции лечения боли // Медицина неотложных состояний. — 2006. — № 1. — С. 40-43.

8. О.П. Вікторов, О.Є. Базика. Вивчення профілю безпеки препарату денебол (рофекоксиб) у хворих з різними клінічними ураженнями суглобів і серцево-судинною патологією // Новости медицины и фармации. — 2006. — № 05. — 7 с.


Вернуться к номеру