Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Международный неврологический журнал 2(6) 2006

Вернуться к номеру

Применение Энцефабола в комплексной реабилитации детей с последствиями перинатального поражения ЦНС в возрасте от 3 месяцев до 1 года

Авторы: Н.В. Яновская, О.С. Евтушенко, Е.В. Лисовский, М.А. Москаленко, С.К. Евтушенко, Е.И. Кутякова, Донецкий областной детский клинический центр нейрореабилитации

Рубрики: Неврология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати


Резюме

В статье приведены результаты клинической апробации препарата Энцефабол производства компании «Мерк КГаА, Германия для Никомед» в комплексной реабилитации детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС. Отмечена положительная динамика показателей моторного развития и психоэмоциональной сферы. Прием Энцефабола в адекватных дозах положительно влияет на активацию когнитивных функций у детей с психоречемоторной задержкой и судорожным синдромом (на фоне противоэпилептической терапии).

В последнее время гипоксические поражения ЦНС у новорожденных и их последствия остаются ведущей патологией в детской неврологии [2]. Это неразрывно связано с достижениями новой репродуктивной и перинатальной технологии (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, большая выживаемость недоношенных детей с низкой массой тела при рождении [6]). В связи с этим увеличивается и риск церебральных повреждений у новорожденных, приводящих к стойким органическим заболеваниям головного мозга у детей, а в последующем и к инвалидизации. При этом речевые, когнитивные и двигательные нарушения являются симптомами, в значительной степени снижающими качество жизни ребенка, его социальную адаптацию. Поэтому так важна проблема своевременного лечения и реабилитации детей с перинатальным поражением ЦНС, а имеющаяся нейропластичность развивающегося мозга позволяет эффективно проводить восстановительное лечение [4, 5].

В последние годы расширился арсенал нейротропных лекарственных средств, появились новые классы препаратов, обладающих разнообразным влиянием на нервную систему [1]. К этой группе относятся и ноотропы — препараты, улучшающие память, внимание, умственную деятельность, а также повышающие устойчивость мозга к гипоксии [3]. К таким препаратам относят и Энцефабол призводства компании «Мерк КГаА, Германия для Никомед». Энцефабол улучшает патологически сниженные обменные процессы в тканях головного мозга, повышает утилизацию глюкозы, метаболизм нуклеиновых кислот и высвобождение ацетилхолина в синапсах нервных клеток, улучшает холинергическую передачу. Стабилизирует клеточные мембраны нейронов за счет ингибирования лизосомальных ферментов и предотвращения образования свободных радикалов. Энцефабол улучшает реологические свойства крови, повышает конформационную способность эритроцитов, увеличивая содержание АТФ в их мембране, что приводит к снижению вязкости крови и улучшению кровотока. Стабилизирует кровообращение в ишемизированных участках мозга, увеличивает их оксигенацию, интенсифицирует обмен глюкозы [2].

В Донецком центре нейрореабилитации прошел клиническую апробацию препарат Энцефабол. Целью данного исследования было изучение терапевтической эффективности и безопасности применения Энцефабола в комплексе реабилитационных мероприятий у детей раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС, с преобладанием в клинической картине синдрома задержки психоречевого и статомоторного развития, а также у детей с ранними формами ЦП (разившимися вследствие перенесенного гипоксически-ишемического поражения ЦНС). Курс реабилитации с включением в комплекс лечения Энцефабола прошли 48 детей в возрасте от 3 мес. до 1 года. Применялся Энцефабол в суспензии, 200 мл во флаконе (100 мг в 5 мл). Контрольная группа, соответствующая по возрастному составу и клинической картине, была представлена 10 пациентами, в терапию которых не был включен Энцефабол.

По возрастным категориям дети распределились следующим образом: дети от 3 до 6 мес. — 23 чел.; от 6 мес. до 1 года — 25 чел.

По нозологическим группам дети, получающие Энцефабол, были представлены следующим образом.

1. Синдром задержки темпов моторного и психоречевого развития вследствие перинатального гипоксически-ишемического поражения ЦНС — 20 чел. в возрасте от 3 мес. до 1 года (из них 5 человек с судорожным синдромом).

2. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости на фоне перинатального поражения ЦНС — 4 детей; возрастная категория от 3 мес. до 1 года.

3. Ранние формы ЦП вследствие перинатального гипоксически-ишемического поражения ЦНС (в т.ч. развившиеся на фоне глубокой степени недоношенности и перенесенной перивентрикулярной лейкомаляции по данным МРТ):

— двойная гемиплегическая форма, задержка темпов статомоторного и психоречевого развития — 12 чел. в возрасте от 6 мес. до 1 года (из них 4 детей с эпилептическим синдромом);

— ЦП, диплегическая форма, с задержкой темпов моторного и психоречевого развития — 5 чел. в возрасте от 6 мес. до 1 года;

— ЦП, гемипаретическая форма, с задержкой темпов моторного и психоречевого развития — 3 чел.

4. Врожденная аномалия развития головного мозга и прецеребральных сосудов, с задержкой темпов моторного и психоречевого развития и судорожным синдромом — 4 чел., возраст — от 6 мес. до 1 года.

У всех детей оценивались данные неврологического статуса в динамике. При оценке лечебного эффекта комплексной терапии (включающей применение Энцефабола) руководствовались сроками становления статики и моторики, динамикой двигательных расстройств, снижением частоты или отсутствием судорожных состояний, оценивались речевые расстройства, психоэмоциональная сфера.

Результаты реабилитации с включением в комплекс терапии Энцефабола оценивались по шкале эффективности реабилитации детей с ЦП по О.С. Евтушенко (1997), включающей 22 параметра, такие как поведение больного, состояние речевой функции, инстинкт самосохранения, развитие двигательных навыков, мышечный тонус, функции движения, наличие гиперкинезов и эписиндрома и др.

Педиатром выявлялась сопутствующая соматическая патология и решался вопрос о возможности включения ребенка в исследование.

Эффективность лечения оценивали по разнице между суммой баллов всех параметров до лечения и по его окончании.

Клинико-инструментальное обследование было представлено ультразвуковой допплерографией сосудов головного мозга и шеи (аппарат «Logidop-4»), электроэнцефалокартированием (комплекс «DXNT-32» с видеомониторингом), МРТ («Gyroscan Intera», Philips). Допплерография сосудов головного мозга и шеи, ЭЭК проводились до и после курса лечения Энцефаболом.

Энцефабол назначался в комплексе реабилитационной терапии в дозе 2,5 мл суспензии 1-3 раза в день, с постепенным наращиванием дозы до 5 мл (100 мг). Дети получали препарат в течение 2 недель во время прохождения курса реабилитации в центре и затем амбулаторно в течение 1 месяца.

После проведенного лечения во всех группах детей отмечалась положительная динамика. До лечения у всех детей отмечались расстройства в психоэмоциональной и речевой сфере. В доречевой период эти нарушения проявлялись в виде бедности звуковых компонентов гуления и лепета. В последующем развитии отмечалось запаздывание становления речи, формирования фразовой речи, накопления активного словарного запаса.

После проведения комплексной реабилитации с включением в курс Энцефабола отмечалось улучшение со стороны психоэмоциональной сферы: дети стали более коммуникабельными, увеличилась речевая продукция.

В двигательной сфере также выявлена положительная динамика со стороны показателей моторного развития: улучшились контроль головы, повороты, сидение, вставание, ходьба, манипуляции кистей рук. Отмечалась тенденция к нормализации мышечного тонуса в конечностях, увеличивался объем спонтанной двигательной активности. Разница суммы баллов по шкале эффективности реабилитации детей с церебральным параличом до лечения и по его окончании колебалась от 3 до 5 баллов.

После проведенного курса лечения дети прошли повторное ультразвуковое допплерографическое исследование кровотока по сосудам головного мозга и шеи. Отмечалось улучшение показателей кровотока, наростание линейной скорости кровотока по передним и средним мозговым артериям, уменьшение его дефицита и асимметрии, уменьшились проявления внутричерепной гипертензии как следствие улучшения венозного оттока.

5 детям из 1-й группы и 4 из 3-й группы, несмотря на наличие судорожного и эпилептического синдромов, был рекомендован Энцефабол в виде суспензии в дозе до 100 мг 2 раза в день. Поскольку у детей отмечалось нарушение когнитивных функций (с одной стороны, как проявление болезни, с другой — обусловленное длительным приемом антиконвульсантов), в этой связи на фоне постоянного приема противосудорожных препаратов назначался Энцефабол сроком от 1 до 2 месяцев, в дальнейшем через 3-4 мес. рекомендовалось повторение курса. При такой комбинации препаратов приступов не было, но нами отмечено улучшение познавательных функций, памяти, в определенной степени улучшилась и моторика. Побочных эффектов в виде повышения нервно-рефлекторной возбудимости при проведении апробации препарата не отмечалось. По данным ЭЭК, после лечения отмечено улучшение корковой динамики, уменьшение асимметрии биоэлектрической активности, нивелирование незрелости коры. Ни в одном случае у детей с эпилептическим синдромом (получающих сочетание вальпроата и Энцефабола) активации эпилептической активности не зарегистрировано.

Таким образом, Энцефабол является эффективным и безопасным препаратом для лечения детей раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС в виде задержки темпов моторного и психоречевого развития, а также детей с ранними формами ЦП. Препарат Энцефабол приводит к улучшению нейрометаболического и гемодинамического обеспечения головного мозга, что в комплексе с реабилитационными мероприятиями позволяет нормализовать или улучшить метаболизм пострадавшего мозга и тем самым предупредить или ограничить наступление необратимых церебральных расстройств.


Список литературы

1. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. — М.: Триада-Х, 2001. — 640 с.

2. Євтушенко С.К., Шестова О.П., Морозова Т.М. Гіпоксичні ушкодження головного мозку у новонароджених. — Київ: Інтермед, 2003. — 101 с.

3. Журба Л.Т., Тимонина О.В. Принципы ранних лечебно-коррекционных мероприятий у детей с факторами риска развития детского церебрального паралича // Детская и подростковая реабилитация. — 2004. — №2(3). — С. 58-60.

4. Яцык Г.В., Бомбардирова Е.П., Акоев Ю.С. и др. Реабилитация недоношенных детей с перинатальной патологией на протяжении первого года жизни // Детская и подростковая реабилитация. — 2004. — №2(3). — С. 11-21.

5. Бомбордирова Е.П., Яцык Г.В., Степанов А.А. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни // Лечащий врач. — 2005. — №2. — С. 1-5.

6. Palmer С., Varmuci R. Potential new therapies for perinatal cerebral hypoxia — ischemia // Clinics in Perinatology. — 1993. — Vol. 20. — P. 411-432.


Вернуться к номеру