Газета «Новости медицины и фармации» 16(222) 2007
Вернуться к номеру
Кислотосупрессивная терапия: результаты и дальнейшие пути решения проблемы
Авторы: И.Л. Кляритская, В.В. Кривой, Кафедра терапии и семейной медицины ФПО Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского, г. Симферополь
Рубрики: Семейная медицина/Терапия, Кардиология, Терапия
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
В настоящее время ингибиторы протонной помпы (ИПП) прочно вошли в практику гастроэнтерологов, терапевтов, семейных врачей, и вряд ли сегодня можно встретить врача, который не имеет собственного опыта применения этого класса лекарственных средств.
Хотя в последние годы представления о пептических язвах кардинальным образом изменились, знаменитый постулат К. Шварца «без кислоты нет язвы», сформулированный еще в 1911 г., по-прежнему остается краеугольным камнем этиологии и патогенеза гастрита и пептической язвы [2, 25]. Его значимость подтверждается тем, что ИПП обязательно включаются во все стандартные режимы антихеликобактерной терапии, представленные в Маастрихтских консенсусах (I–III) [3].
При оценке эффективности рекомендованных режимов антихеликобактерной терапии в литературе отмечается, что приблизительно у 20 % пациентов невозможно достичь полной эрадикации Helicobacter pylori (H.pylori). Среди основных причин наряду с бактериальной резистентностью, низким комплайенсом и индивидуальными особенностями пациентов отмечается неравнозначное влияние на pH желудка за счет различий продолжительности времени, в течение которого разные ИПП поддерживают внутрижелудочную pH выше определенного уровня [24, 32]. Например, поддержание внутрижелудочного pH выше 3 коррелирует с заживлением дуоденальной язвы, выше 4 — с заживлением эрозивного эзофагита и язвы желудка. В терапии пациентов с кровотечением из пептической язвы для оптимального предотвращения разрушения тромба в кислой среде требуется поддержание внутрижелудочного pH по крайней мере на уровне 6. Однако эта цель не всегда достижима доступными в настоящее время ИПП.
В настоящее время наряду с омепразолом, синтезированным в 1979 г. и официально рекомендованным для клинического применения в 1988 г. на Всемирном конгрессе гастроэнтерологов в Риме, в клинической практике широко применяют ланзопразол, пантопразол, рабепразол и первый оптический левовращающий изомер омепразола — эзомепразол [10]. На Х Европейской гастроэнтерологической неделе в Женеве в 2002 г. были представлены результаты клинических испытаний еще одного ИПП — тенатопразола, по предварительным данным, более эффективного, чем уже широко примен яющиеся в клинике препараты (табл. 1).
Хотя доступные ИПП эффективны и безопасны, все они еще далеки от идеального антисекреторного соединения, обладающего дозозависимым эффектом, способного достигать полного круглосуточного кислотного контроля, с предсказуемыми фармакокинетическими и фармакодинамическими параметрами, [13], имеющего высокое пероральное бионакопление, быстрое начало действия и незначительное взаимодействие с пищей или другими препаратами [30].
Для получения идеального ИПП, способного обеспечить полный кислотный контроль с первой дозы, исследуются разные направления. Разрабатываются соединения, метаболизм которых позволил бы удлинить период высвобождения препарата из лекарственной формы. Исследуются возможности удлинения плазменного периода полужизни ИПП и повышения эффекта первой дозы. Разрабатываются конкурирующие с калием имидазопиридиноподобные ИПП (предварительно названные антагонистами протонной помпы, связывающие экстрацитоплазматическую поверхность ПН, действующие как обратимые K+-конкурирующие антагонисты), к настоящему времени продемонстрировавшие быстрое, с первого дня, начало действия, а также улучшенный контроль дневного и ночного внутрижелудочного pH при назначении 2 раза в сутки [4, 11, 29]. Перспективным направлением в повышении эффективности ИПП является изучение стереоспецифического катаболизма и разработка энантиомеров.
Целью исследования была оценка влияния на рН желудка омепразола (Гасек).
Материалы и методы
Обследовано 57 больных (36 мужчин и 21 женщина) с язвенной болезнью с локализацией язвенного дефекта в желудке (17 пациентов), двенадцатиперстной кишке (19 пациентов), с хроническим неатрофическим гастритом (21 пациент). Возраст больных составил от 19 до 48 лет.
Диагноз подтвержден клиническими и инструментальными (ФГС с биопсией) методами исследования. Выраженность антисекреторного эффекта ИПП оценивали с помощью многочасового рН-мониторинга при помощи компьютерной системы на аппарате «Оримэт» НАГ 1Д-02. При проведении исследований зонд вводился трансназально таким образом, чтобы активный электрод располагался в теле желудка. Мобильный накопитель фиксировал изменения внутрижелудочного рН через каждые 8 секунд.
Скрининговую оценку рН-метрических показателей проводили экспресс-методом для определения интрагастрального рН.
Многочасовую рН-метрию проводили пациентам до начала лечения (полученные данные у пациентов всех групп соответствовали выраженной и умеренной гиперацидности (0,86–1,59), после приема первой дозы препарата и спустя 5 суток после начала лечения.
Гасек назначали в дозе 20 мг 2 раза в день. При оценке действия препарата учитывали: наличие резистентности к впервые принятой дозе (отсутствие повышения рН до 4,0), скорость наступления антисекреторного эффекта, продолжительность латентного периода (отрезка времени от момента приема препарата до повышения интрагастрального рН > 4,0), эффективность действия препарата (процент времени с рН > 4,0 в течение периода наблюдения).
Критериями эффективности проводимой терапии являлись: купирование клинических симптомов, повышение уровня внутрижелудочного рН до рекомендуемой величины, рубцевание язвы.
Результаты
На фоне проводимой терапии у большинства больных на 2–4-е сутки от начала лечения уменьшилась выраженность или полностью купировался болевой синдром (табл. 2).
Рубцевание язвенного дефекта с локализацией в двенадцатиперстной кишке (19 пациентов) наблюдалось у всех исследуемых, и с локализацией в желудке — у 16 пациентов из 17.
Резистентность к впервые принятой дозе отмечалась у 4 (7,01 %) пациентов, частота развития побочных эффектов — у 3 (5,3 %) и была минимальной.
Период до начала действия (135 ± 14,1 мин) несколько продолжительнее, чем у других ИПП, тем не менее достаточен для эффективного действия препарата после приема первой дозы (рис. 1).
При оценке эффективности действия препарата (процент времени с рН > 4,0 в течение периода наблюдения) на 5-й день лечения, по данным рН, нарастал кислотоснижающий эффект Гасека, вызывая достаточное угнетение кислотной продукции, что создает условия для заживления язвенного дефекта (табл. 3, 4).
Выводы
Несмотря на преимущества последующих генераций ИПП, их более выраженную и длительную кислотную супрессию, Гасек показывает достаточную кислотосупрессивную активность, низкую частоту побочных эффектов, хорошую переносимость, высокую клиническую эффективность, что позволяет рекомендовать Гасек в терапии кислотозависимых заболеваний.