Газета «Новости медицины и фармации» 2(206) 2007
Вернуться к номеру
Использование Амиксина в терапии и профилактике вирусных инфекций
Авторы: Е.В. НИКИТИН, Одесский государственный медицинский университет, кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии, Украина
Рубрики: Инфекционные заболевания
Разделы: Справочник специалиста
Версия для печати
В современной инфектологии поиск и внедрение в клиническую практику препаратов для лечения и профилактики заболеваний вирусной этиологии является актуальным направлением.
Научные достижения последних лет во многом способствовали пересмотру представлений о возможностях различных направлений в лечении как острых, так и хронических вирусных инфекций (ХГВ, ХГС, рассеянный склероз и др.).
Развитие иммунодефицитного состояния при некоторых вирусных инфекциях явилось основанием для расширения показаний к применению и выбора наиболее эффективных препаратов, обладающих противовирусным и иммуномодулирующим механизмом действия.
Использование препаратов экзогенного интерферона (ИФН) в клинической практике ограничено из-за большого числа побочных действий, недостаточной эффективности препаратов ИФН-α и высокой стоимости лечения. В связи с этим альтернативным методом коррекции интерферонового статуса и иммунитета является применение индуктора эндогенного интерферона — Амиксина.
Амиксин — низкомолекулярный синтетический индуктор интерферона ароматического ряда, относящийся к классу флуоренонов. Механизм действия препарата включает 3 направления: индукцию интерферона, иммуномодуляцию и противовирусное действие [2, 5, 22].
Амиксин стимулирует образование в организме интерферонов I (α, β) и II (γ) типов. Основными клетками, продуцирующими ИФН в ответ на введение Амиксина, являются клетки эпителия кишечника, гепатоциты, Т-лимфоциты, нейтрофилы и гранулоциты. Амиксин стимулирует синтез эндогенного интерферона с максимальной продукцией через 4–24 часа, что обеспечивает быстрый лечебный и профилактический эффект [9, 10].
Важнейшей особенностью Амиксина является его способность стимулировать выработку позднего ИФН [21, 23] и поддерживать терапевтические концентрации сывороточного ИФН в крови в течение длительного времени, что препятствует развитию вирусной инфекции [19, 29].
Амиксин является модулятором иммунной системы, стимулирует гуморальный иммунный ответ, увеличивая продукцию IgM и IgG, восстанавливает иммунорегуляторный индекс — соотношение Т-хелперы / Т-супрессоры, соотношение высоко- и низкоавидных антител, активирует естественные киллеры (NK-клетки). Амиксин стимулирует стволовые клетки костного мозга, фагоцитарную функцию макрофагов и нейтрофилов [2, 16, 17].
Кроме того, установлено, что препарат увеличивает продукцию активных форм кислорода фагоцитами, а также количество противовоспалительных цитокинов [6, 11, 12].
Амиксин обладает широким спектром противовирусной активности в отношении ДНК- и РНК-содержащих вирусов, способствует быстрой элиминации вирусов.
В эксперименте продемонстрировано прямое противовирусное действие Амиксина на вирусы гриппа, гепатита, герпеса и многие другие вирусы из 13 семейств. Амиксин является регулятором цитокинов (ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-6, ИЛ-10, ИЛ-12, ФНО, хемокинов) [27, 29].
В результате полученных многочисленных данных клинической практики показана эффективность Амиксина в терапии многих заболеваний вирусной и бактериальной этиологии (при хламидиозах, туберкулезе и др.) [3, 8, 13, 31, 33, 37, 39, 42].
Применение Амиксина для лечения гриппа и ОРВИ подтвердило высокую эффективность препарата. У больных, получавших Амиксин с лечебной целью, отмечалось более легкое течение гриппа и других респираторных вирусных инфекций [35].
В группе больных гриппом, получавших амиксин, продолжительность лихорадки в среднем составила 2,8 дня (в контрольной группе — 3,8 суток). Кроме того, выявлены достоверные различия в длительности и интенсивности интоксикационного синдрома: головная боль купировалась в опытной группе в 1,7 раза быстрее по сравнению с контрольной, катаральные явления и ринит — в 2,1 и 2,9 раза соответственно [36]. В группе больных острыми респираторными инфекциями, вызываемыми различными вирусами, также отмечено положительное влияние Амиксина на динамику клинических проявлений болезни. Лихорадочный период сокращался в 1,2 раза, длительность головной боли — в 1,3 раза, катаральные явления исчезали в 2 раза быстрее, чем в контрольной группе [35, 37].
Установлена высокая профилактическая эффективность Амиксина. При анализе заболеваемости респираторными инфекциями (на 1000 обследованных) установлено ее снижение в 3,4 раза в группе лиц, получавших Амиксин [36, 43].
Следует отметить, что применение Амиксина при лечении гриппа и ОРВИ значительно снижает риск возникновения осложнений. Так, пневмония наблюдалась в 4 раза реже, бронхит — в 1,75 раза, пиелонефрит — в 1,5 раза [35, 37]. Применение Амиксина для лечения гриппа и других ОРВИ способствует нормализации иммунного статуса организма, сокращает продолжительность заболевания [2, 32].
Для лечения гриппа и ОРВИ амиксин назначают по 1–2 таблетки в течение 2 дней, затем по 125 мг (1 таблетка) через 48 часов в течение 1 недели. Для профилактики гриппа и ОРВИ препарат назначают по 125 мг (1 таблетка) 1 раз в неделю в течение 6 недель. При указанных схемах применения Амиксина выявлена хорошая переносимость препарата, аллергических и токсических эффектов не зарегистрировано. Удобный способ применения и дозировка создают условия для возможности его более широкого применения в практике.
Среди вирусных заболеваний одно из ведущих мест принадлежит инфекции, вызываемой простым герпесом. Известно, что герпетическая инфекция характеризуется повсеместным распространением, высоким уровнем инфицирования населения, пожизненной персистенцией вируса, развитием рецидивирующих форм болезни. В последние годы особое внимание практических врачей привлекает рецидивирующий генитальный герпес (РГГ), который может вызывать спонтанные аборты, ранние выкидыши, поражение мочеполовой системы, а также неонатальный герпес, офтальмогерпес и другие формы герпетической инфекции. Рецидивирующий генитальный герпес способствует развитию вторичного иммунодефицита. В связи с этим комплексная терапия простого герпеса должна включать не только противовирусную, но и иммунокорригирующую терапию [2, 23].
Амиксин в комплексной терапии РГГ назначают по 250 мг 1 раз в сутки 2 дня, затем по 125 мг через день 2–4 недели. Рекомендуется назначение Амиксина по такой же схеме между курсами вакцинотерапии. Комплексная терапия применения ИФН и их индукторов в сочетании с герпетической вакциной позволяет достичь положительного эффекта в 80–90 % случаев [1, 13, 44].
При энтеровирусных менингитах имеет место значительное изменение интерфероногенеза и иммунного статуса. При этом установлена прямая зависимость дисбаланса иммунной системы и нарушений интерфероногенеза от тяжести заболевания [28]. В эксперименте установлено, что Амиксин проникает через гематоэнцефалический барьер [45]. Это позволило патогенетически обосновать целесообразность применения Амиксина в комплексной терапии больных энтеровирусными менингитами.
В результате проведенных исследований установлено, что назначение Амиксина больным энтеровирусными менингитами способствует снижению выраженности и длительности интоксикационного, гипертензионно-ликворного и менингеального синдромов, сокращению сроков санации ликвора и длительности пребывания больных в стационаре, что сопровождается ранней нормализацией показателей иммунного и интерферонового статуса. Кроме того, отмечено, что у больных, получавших Амиксин, значительно реже наблюдаются осложнения и рецидивы энтеровирусных менингитов [28, 33].
Имеются экспериментальные и клинические данные об эффективности Амиксина при арбовирусных инфекциях. Так, противовирусная эффективность отмечена при экспериментальной форме ГЛПС [39]. При применении Амиксина в комплексной терапии больных ГЛПС реже наблюдались геморрагические проявления, сокращалась продолжительность периода интоксикации, олигоурии. Полученные данные позволяют считать целесообразным назначение Амиксина не только с лечебной целью, но и для профилактики ГЛПС [19, 30].
Лечебная и профилактическая роль Амиксина показана при лихорадке Западного Нила [48], в комплексной терапии клещевого энцефалита [8].
Патогенетическим обоснованием использования индукторов ИФН в комплексной терапии больных рассеянным склерозом (PC) является развитие при этом заболевании комбинированного иммунодефицита по естественным киллерам вследствие недостаточности системы ИФН [41]. Терапия PC, включавшая курс Амиксина в течение 1 месяца или неовира, способствовала снижению тяжести процесса на 0,5–1 балл по шкале EDSS, тенденции к снижению в сыворотке крови антител к основному белку миелина и восстановлению ИФН-статуса организма [12, 41].
Применение Амиксина у больных острыми и хроническими гепатитами вызывает особый интерес как с теоретической, так и с практической точки зрения. В настоящее время в лечении хронического гепатита остается много нерешенных проблем. Генноинженерные интерфероны не обеспечивают достаточную эффективность противовирусной терапии и малодоступны из-за высокой стоимости. Лечение препаратами ИФН часто сопровождается различными осложнениями. Сочетание рекомбинантных интерферонов с аномальными нуклеозидами, тренталом, урсофальком и другими препаратами существенно повышает стоимость лечения. Рекомбинантные интерфероны являются препаратами ИФН-α, что значительно ограничивает их противовирусные свойства.
Одной из отличительных особенностей Амиксина является его способность стимулировать выработку не только позднего ИФН-α и ИФН-β, но и ИФН-γ [11, 12, 23]. Исследованиями последних лет показано, что ИФН-γ является одним из важнейших цитокинов [18].
Установлено, что у больных ВГА способность к интерфероногенезу снижена, особенно при тяжелом течении болезни [9, 15]. При использовании Амиксина в комплексной терапии больных ВГА наблюдалось более легкое течение болезни, отмечены отчетливая положительная динамика трансаминаз, сокращение сроков нарушения пигментного обмена, повышение содержания сывороточного ИФН по сравнению с острым периодом болезни [31].
Исследования эпидемиологической эффективности Амиксина показали целесообразность его применения для профилактики ВГА. При этом установлено, что использование Амиксина перспективно у лиц с высоким риском развития побочных эффектов от применения вакцины и человеческого иммуноглобулина [40].
При изучении эффективности Амиксина у больных со среднетяжелым течением ГВ установлено достоверное улучшение всех клинико-биохимических показателей по сравнению с контрольной группой. В период ранней реконвалесценции HBsAg в сыворотке крови обнаруживался только у 40 % обследованных, в то время как в контрольной группе, получавшей плацебо, HBsAg определялся в 87 % случаев [24, 25].
Проведенные многочисленные исследования позволили рекомендовать амиксин к использованию в клинической практике с целью подавления репродукции вируса, восстановления клинико-биохимических показателей в остром периоде ГВ, что способствует предотвращению развития затяжного и хронического течения болезни [27, 38].
Следует отметить, что у больных, получавших Амиксин, наблюдалось значительное снижение активности процессов СРО [34, 46]. Назначение Амиксина способствовало нормализации функционирования глутатионовой противоперекисной редокс-системы, которая выполняет функцию внутриклеточной антиоксидантной защиты путем нейтрализации активных форм кислорода и перекисных радикалов [31].
При изучении эффективности Амиксина у больных ХГВ на фоне базисной терапии стойкая ремиссия отмечалась у 50 % больных с высокой и умеренной активностью и у 63 % больных с минимальной активностью процесса [15, 31]. При этом наблюдалась элиминация маркеров активной репликации вируса у большинства больных, улучшение клинических и лабораторных показателей хронического процесса [24].
Результаты изучения клинической эффективности Амиксина показали, что целесообразно назначение препарата различным категориям больных хроническими гепатитами: Амиксин может назначаться в виде стартовой терапии больных ХГВ и ХГС преимущественно с низкой биохимической активностью; больным, леченным препаратами ИФН без эффекта. В современный период назначение Амиксина больным хроническими вирусными гепатитами является рациональным также с экономической и социальной точек зрения [4, 7, 27, 38].
Эффективность Амиксина при ХГС показана в мультицентровых исследованиях [26, 29]. Нормализация биохимических показателей и прекращение репликации вируса отмечались у 53,3 % больных [47].
По данным Е.В. Никитина и соавт., применение Амиксина у больных ХГВ позволяет добиться стойкой и длительной ремиссии, уменьшения числа рецидивов. По истечении 24 месяцев клиническое выздоровление наступало у 63 % больных, получавших Амиксин. Для получения эффекта клинического выздоровления необходимо проводить 5–6 курсов лечения Амиксином в течение 2 лет подряд в сочетании с препаратами прямого противовирусного действия и антиоксидантами [25, 31, 34, 46].
В настоящее время проводятся исследования по изучению закономерностей и возможной регуляции процессов межклеточного взаимодействия у больных ХГС с целью разработки оптимальных схем лечения. У больных ХГС, получавших комплексную терапию с использованием Амиксина, исследовались показатели клеточного иммунитета и рецепторная чувствительность Т-лимфоцитов. Амиксин назначали по 125 мг 2 дня подряд в неделю на протяжении 4–5 недель на фоне базисной терапии. Повторные курсы лечения проводились с интервалом в 1 месяц. Больные получили от 3 до 9 курсов лечения. Установлено, что у больных ХГС уровень связывания Амиксина рецепторами Т-лимфоцитов повышается при увеличении числа проведенных курсов терапии [14].
Кроме того, выявлена взаимосвязь между связыванием Амиксина рецепторами Т-лимфоцитов и цитотоксической активностью NK-клеток. Цитотоксическая активность NK-клеток была выше у больных, которые получили 3 курса лечения. При этом у больных, которые получили 9 курсов препарата, показатели цитотоксической активности NK-клеток достигали границ нормы. При длительном лечении Амиксином больных ХГС отмечалась положительная динамика клинических, иммунологических и биохимических показателей [20]. Стойкий клинический эффект отмечен у 62 % больных. Назначение Амиксина больным ХГС способствовало нормализации функции редокс-системы глутатиона, снижению содержания в крови продуктов ПОЛ.
Лечение Амиксином может осуществляться в амбулаторных условиях на протяжении 24 месяцев. Аналогичная схема лечения может быть использована и при таких хронических инфекциях, как цитомегаловирусная и герпетическая.
Таким образом, накопленные к настоящему времени клинические данные позволяют считать патогенетически обоснованным применение Амиксина в терапии многих инфекционных болезней вирусной этиологии.
Комплексный и индивидуальный подход с учетом дозы препарата, схемы и длительности курса позволит повысить эффективность терапии и расширить применение Амиксина для лечения и профилактики многих вирусных инфекций.