Международный неврологический журнал 5(15) 2007
Вернуться к номеру
Случай сирингомиелии у ребенка 3 лет, верифицированный по данным МРТ
Авторы: С.К. Евтушенко, Е.П. Шестова, Е.В. Гриневич, Л.М. Прохорова, Е.И. Бежок, Е.М. Соловьева, А.В. Душацкая, Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, областная детская клиническая больница, городская детская клиническая больница № 5, областной диагностический центр, г. Донецк
Рубрики: Неврология
Разделы: Справочник специалиста
Версия для печати
Описан случай сирингомиелии спинного мозга у ребенка 3 лет. По данным МРТ, сирингомиелические полости были локализованы в шейно-грудном отделе спинного мозга. Типичных клинических проявлений сирингомиелии у ребенка не наблюдалось.
дети, сирингомиелия.
Сирингомиелия — хроническое дегенеративное заболевание спинного мозга. Впервые термин «сирингомиелия» предложил Ollivier в 1824 году. Слово происходит от греческого sirinx — трубка. Обычно заболевание проявляется в позднем детском и молодом возрасте и тянется многие годы. Характеризуется образованием полостей преимущественно в центральной части спинного мозга, чаще в шейном отделе, нередко в продолговатом мозге (сирингобульбия). Редко возникает de novo или изолированно, чаще — как результат сопутствующей аномалии.
Выделяют две разновидности сирингомиелических полостей: сообщающиеся и несообщающиеся. Термин «сообщающийся» предполагает наличие непосредственного сообщения IV желудочка с аномально расширенным центральным каналом спинного мозга.
Сообщающаяся сирингомиелия часто сочетается с аномалиями развития (в том числе с синдромом Арнольда — Киари). Как правило, примерно у 90 % больных встречается мальформация Арнольда — Киари первого типа. У детей находят более грубую мальформацию. Нередко сирингомиелии сопутствуют непомерно длинные руки, полимастия, сколиоз, кифоз, сустав Шарко и др.
В литературе имеются сообщения о возможности того, что сирингомиелическая полость может покрывать ростральный или каудальный полюсы интрамедуллярной или, реже, экстрамедуллярной опухоли.
К кардинальным проявлениям сирингомиелии относят боль, слабость и атрофию мышц чаще одной руки, сколиоз и диссоциированные нарушения чувствительности (снижение болевой и температурной при сохранности тактильной и глубокой чувствительности). Сухожильные рефлексы в зоне амиотрофии медленно выпадают. Возникают трофические нарушения кожи в виде цианоза, гиперкератоза, утолщения подкожной клетчатки (особенно на руках). Болевой синдром имеет место примерно у половины больных. При большой полости вовлекаются задние и боковые столбы (сенситивная атаксия в ногах и нижний спастический парапарез, нарушение тазовых функций). При вовлечении вегетативных проводников у больных возникают синдром Горнера, ортостатическая гипотензия. Довольно часто развивается нижний спастический парапарез (не очень грубо выраженный) с гиперрефлексией. КТ или МРТ позволяют подтвердить диагноз.
Сирингобульбия — вариант сирингомиелии, характеризующийся поражением продолговатого мозга. Проявляется диссоциированным расстройством чувствительности на лице и постепенно нарастающими признаками бульбарного паралича. Термин «сирингомиелия» предложил Olivier D’Angers в 1827 г. При сирингобульбии возможны тригеминальная боль или гипестезия в зонах Зельдера, головокружение, атрофия языка, нистагм, параличи мягкого неба, глотки, гортани. Расстройства дыхания могут возникнуть в том числе из-за стридора, вызванного параличом гортани.
Представляем нетипичный случай сирингомиелии, впервые визуализированной по данным МРТ спинного мозга у 3-летнего ребенка Б.
Жалобы матери на подергивание левого глазного яблока у ребенка, избыточную подвижность.
Анамнез жизни и болезни: ребенок от 3-й беременности, протекавшей с угрозой прерывания в 9–10 недель, первых срочных родов. Масса тела при рождении — 3100,0 г. Закричал сразу, оценка по шкале Апгар 8–9 баллов. БЦЖ — в роддоме. На 9-е сутки ввиду появления желтушного окрашивания склер и кожи был госпитализирован в стационар, где находился с диагнозом: «конъюгационная желтуха». Впервые на толчкообразные движения левого глазного яблока мать обратила внимание в возрасте ребенка 1 год. Консультирован окулистом, неврологом. НСГ — признаки перивентрикулярной инфильтрации в области затылочных рогов. Получал лечение: энцефабол, актовегин. В октябре 2006 года перенес ОРВИ, пневмонию. После осмотра районного невролога для уточнения диагноза ребенок был направлен в детскую неврологическую клинику.
В неврологическом статусе: активен, двигательно расторможен. На осмотр реагирует негативно. Окружность головы 48 см. Асимметрия лица. Глазные щели S > D, зрачки равны, горизонтальный и вертикальный нистагм, преимущественно слева. Сглажена правая носогубная складка. Язык по средней линии. Мышечный тонус с дистоническим компонентом. Сухожильные рефлексы оживлены, D = S. Патологических стопных знаков нет. Походка не нарушена. Ориентировочно поверхностная и глубокая чувствительность не нарушена. Трофические нарушения кожных покровов не обнаружены. Тазовых расстройств нет.
Дополнительные обследования
Общий анализ крови, мочи — без патологии.
Осмотр окулиста: диски зрительных нервов несколько уменьшены в размерах, бледно-розового цвета с серым оттенком. Сосуды извиты, не расширены. Горизонтальный нистагм больше слева. Выводы: частичная атрофия зрительных нервов, нистагм.
УЗИ вилочковой железы — нормальная эхокартина тимуса.
ЭКГ — синусовая тахикардия. ЧСС — 120–100, вертикальная ЭОС.
ЭЭГ бодрствования: удовлетворительная биоэлектрическая активность без очаговых нарушений и пароксизмальной активности.
ЭЭ-картирование (депривация сна): регистрируется высокоамплитудная БЭА с наличием генерализованных разрядов ритмичных дельта-волн амплитудой до 650 мкв.
МРТ головного мозга с МР-ангиографией артерий головного мозга, шейного, грудного и поясничного отделов. На серии МР-томограмм головного мозга в аксиальной и сагиттальной проекциях в режимах Т1- и Т2-взвешенных изображений с обеих сторон перивентрикулярно телам боковых желудочков мозга определяются зоны шириной до 7–8 мм с незначительно повышенным МР-сигналом в последовательности FLAIR. Гипофиз и стволовые отделы мозга не изменены. Срединные структуры не смещены. Тела боковых желудочков мозга расширены до 1 см. Подоболочечные пространства умеренно расширены в лобно-теменной области с обеих сторон. На МР-ангиограммах артерий головного мозга определяется незначительная S-образная извитость экстракраниальных отделов обеих внутренних сонных артерий. Измененных других сосудов не выявлено: контуры их четкие, ровные, калибр не изменен. На серии МР-томограмм шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника изменений костных структур позвоночника не выявлено. В спинном мозге на уровнях С4–С7 позвонков определяется центрально расположенная структура размером 2,8 ґ 0,75 с высоким МР-сигналом в Т2-В/И, низким в Т1-В/И и в последовательности FLAIR. Спинной мозг на этом уровне утолщен. Структуры с аналогичным МР-сигналом в проекции центрального канала визуализируются в грудном отделе спинного мозга на уровнях Th4–Th10 и в области конуса спинного мозга на уровнях Th11–Th12 позвонков. Заключение: перивентрикулярные зоны дисмиелинизации гипоксического генеза. Умеренное расширение тел боковых желудочков мозга и подоболочечных пространств. Незначительная S-образная извитость экстракраниальных отделов обеих внутренних сонных артерий. Множество полостных сирингомиелических структур в шейном и грудном отделах спинного мозга, неравномерное расширение центрального канала.
В неврологической клинике выставлен диагноз: сирингомиелия с рефлекторной пирамидной недостаточностью, нистагмом и гипердинамическим синдромом. Ребенку рекомендованы курсами пикамилон, кардонат, нейромидин, йодомарин. В связи с выраженным гипердинамическим синдромом и изменениями на ЭЭГ (несмотря на отсутствие эпилептических приступов) был назначен пантогам по 0,25 г дважды в сутки. Наблюдение невролога и окулиста. Контроль МРТ через год.
Таким образом, описан случай ранней визуализации сирингомиелии у ребенка без характерных для данного заболевания клинических симптомов. Выявленная органическая патология спинного мозга в последующем требует динамического наблюдения у детского невролога с контролем МРТ.
1. Артемьев Д.А., Голубев В.Л., Яхно Н.Н. Заболевания с преимущественным поражением экстрапирамидной системы // Болезни нервной системы: Руководство для врачей / Под ред. Н.Н. Яхно, Д.Р. Штульмана. — М.: Медицина, 2001. — Т. 2. — С. 125-146.
2. Борисова Н.А., Валикова И.В., Кунаева Г.А. Сирингомиелия. — М.: Медицина, 1989.
3. Голубев В.Л., Вейн А.М. Неврологические синдромы: Руководство для врачей. — М.: Эйдос Медиа, 2002. — С. 428-429.
4. Труднодиагностируемые (раритетные) заболевания нервной системы у детей и взрослых. — Донецк, 2003. — 325 с.