Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 11-12 (462-463) 2013

Вернуться к номеру

Теряя работу — сохраняю честь!

Авторы: Виталий Пинчук, начальник отдела Управления здраво­охранения Винницкого городского совета в 1996–2002 гг., врач Могилев-­Подольской стоматологической поликлиники

Разделы: Медицина. Врачи. Общество

Версия для печати

Надобно учить не мыслям, а мыслить.

И. Кант, немецкий философ

 

Эта статья о человеке, рожденном советской действительностью, особенно последнего периода, когда страна стояла перед своим идеологическим крахом! Она бывший секретарь парторганизации, очень удобный для медицинского руководства, классического партийного типа. На волне перестройки ее поставили во главе стоматологического коллектива, удобную, услужливую, чинопочитательную.

Свою привычку покрасоваться, в том числе и на социалистической доске почета, руководитель принесла и в нынешнюю «бизнесовую» систему. Правда, теперь это уже «лучшие люди города».

Ближайшие помощники — серый персонал. С ними можно договориться, они никуда не уйдут при отсутствии перспективы, тем более что на их фоне руководитель может выглядеть очень продвинутым. Она не хочет видеть, что организация стоматологического процесса с их участием развивается медленно, что ведутся корпоративные интрижки.

Фундаторы учреждения, которые десятилетиями здесь работали, отстроили здание, воспитали коллектив, посадили вокруг сад, научили ее зубоврачеванию, стали неугодны. А вскоре их «ушли». Новичок, который был в резерве областного управления здравоохранения на должность главного врача, «не вписался в команду», еще более примитивно — «команда не приняла новичка». О таких говорят: «Тянет на себя одеяло».

В ответ на вопросы новичка «что?» и «почему?» его заклевывает серый персонал, руками которого удобно загребать горящие угли... Иными словами, срабатывает жестокий моббинг. Вот потому в сложившейся ситуации лучше всего тоже уйти или держать дистанцию. Автор этой статьи выбрал второе. Но его доставали и там, где он выполнял свои функциональные обязанности по профилактическому осмотру населения региона и где старался в своих публикациях по организации здравоохранения, прежде всего стоматологической направленности, донести своим оппонентам, что стоматология — это не только лечение зубов, их удаление и протезирование, это нечто большее. Не забывал он и об этике, деонтологии, кодексе.

Спустя какое­то время эта история переросла в нарушение КЗОТа и прежде всего ударила по стоматологическим профилактическим осмотрам населения. Этот вопрос, по словам ректора НМАПО имени П.Л. Шупика, академика НАМН Юрия Вороненко, находится на стадии завершения рассмотрения.

Взять в руки перо побудила меня главный редактор «Новостей медицины и фармации». В колонке редактора она предлагает ученым, руководителям от медицины, преподавателям медуниверситетов использовать страницы издания для того, чтобы поделиться коллегиально своими мыслями о реформировании здравоохранения, о сделанных первых неуверенных шагах, об успехах и ошибках.

В этом полугодии Виннитчину посетили президент Украины Виктор Янукович, первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова, провела селекторное совещание министр здраво­охранения Раиса Богатырева.

Каждый из них, публично выступая перед административно­хозяйственным активом, перед журналистами, говорил о том, что нет шаблонных рецептов для реформ, главное — приблизить медицину к людям, сделать ее доступней, оставить все хорошее в ней от прежней коммунистической системы, потерпевшей идеологический крах, и войти в рыночную медицину, которая до сих пор не может перейти на новые экономические рельсы.

И. Акимова, например, сказала о том, что закон о реформировании здравоохранения есть, но не все нужно делать по шаблону, а с головой, разумно. На местах нужно изучать ситуацию, делать углубленные расчеты, чтобы, принимая окончательные решения, не вызывать обиды у населения, порождающей вполне закономерные жалобы. А их, жалоб, сейчас не счесть.

Выступая перед активом 16 апреля с.г., президент В. Янукович сказал следующее: «Реформа направлена на качество медицинских услуг и их доступность. У нас не должна быть реформа ради реформы, реформа должна быть ради людей».

Он, зная о положительных предыдущих реформах в городской системе здраво­охранения, добавил при этом, что не нужно ломать медицинскую систему. Там, где она работает, ее нужно совершенствовать.

Вот здесь­то кадры, которые реформируют медицину, должны решать все. Здесь хочу напомнить моим оппонентам, что время рассудит, на чьей стороне истина, и кто подвластны своим амбициям и тянут на себя одеяло, извлекут для себя урок.

Стратегия привлечения и обучения кадров для государственных медицинских учреждений прежде всего должна устранить центробежные тенденции в организации работы, начиная с министра и заканчивая главным врачом сельской амбулатории.

За время нашей независимости в кресле министра «посидело» около 20 руководителей, облеченных легитимной властью. Но руководитель — не всегда лидер, а лидер — не всегда руководитель. Это относится и к провинциалам. Их просто по разным причинам садили в «высокие» кресла.

Лидер должен быть наделен властью личности, он — генератор перемен. Лидером надо быть, а не казаться, и свое лидерство следует доказывать делами, а не словами. В конце концов у лидера учатся другие, и ему необязательно стоять в окружении толпы и учить толпу жизни…

В своей публикации «Стоматологические перекрестки» («Новости медицины и фармации», 2010) я сослался на бизнес­мышление и харизматичность известных стоматологов Украины — Ярослава Заблоцкого (г. Львов), Василия Гаврилюка (г. Жмеринка), на качество лидерства профессора Сергея Шувалова (г. Винница) и Иосифа Филипика (г. Херсон), которые в контексте общественной жизни силой своего ума, обаяния, открытости души, утвердились и стали привлекательными в профессиональном понимании этого слова.

К региональному реформированию здравоохранения в г. Виннице я был привлечен еще в 1999 году, когда работал в Управлении здравоохранения Винницкого городского совета (начальник управления, заслуженный врач Украины Галина Черешнюк — ныне советник Винницкого городского головы).

Никто не оспорит сейчас тот факт, что мы тогда не перегнули палку, хотя некоторые ошибки были. Были сделаны уверенные шаги на пути к открытию первых лечебных учреждений ПМСП, ликвидированы или модернизированы некоторые лечебные учреждения, которые находились в приспособленных помещениях, существенно сэкономлены финансы благодаря проведенным реформам.

Нужно учитывать и то, что мы не имели опыта в реформировании и не ждали указаний сверху.

При этом не пострадали медицинские работники и население в зонах медицинского обслуживания.

Прошли годы. Мои убеждения остались при мне. Около 10 лет я работаю в Могилев­Подольской стоматологической поликлинике. Из них 7 последних лет участвую в плановых и текущих профилактических стоматологических осмотрах населения города и района.

Выполнение таких функций меня вполне устраивает, думаю, что и моих коллег, которые в основном занимаются зубоврачеванием и не любят профработу, тоже.

Эти осмотры проводились в поликлинике МТМО, а в последние полтора года — в КУ «Могилев­Подольский городской центр ПМСП».

Важность и необходимость такой работы подтверждают мои статьи, опубликованные в медицинских журналах, газетах, материалах международных и республиканских конгрессов, участником которых я был без санкции главного врача, используя безоплатные отпуска как чернобылец и, конечно, не по линии Ассоциации стоматологов.

Вышло более 12 статей по парамедицинской тематике, шесть статей о чернобыльских событиях, о работе в зоне, об участии в работе научных форумов, связанных с аварией на ЧАЭС, и поставарийных медицинских проблемах.

Хочу обратить внимание коллег­стоматологов и специалистов по социальной гигиене, что эта профилактическая работа, по моему мнению, на порядок выше, чем дутые стоматологические статистические данные, к примеру «отношение зубов пломбированных к удаленным», которые до сих пор не изжили себя и являются критериями в оценке качества работы руководством от стоматологии.

Говорят, что научная этика осуждает яканье… На врача, который свои мысли высказывает на бумаге, коллеги смотрят косо. Но они консервативны, и их этики хватает на критику, выуженную из прочитанного, которая направлена в угоду клятве Гиппократа, на доучивание недоученного медицинского персонала. Слыша их критику, я понял, что они меня читают. Как сказал Н.И. Пирогов, «человек, который перестает читать, перестает думать».

Я социал­гигиенист высшей категории с 1990 года. В 1979 году мне присвоена первая категория по терапевтической стоматологии. В 1991 году — первая категория по хирургической стоматологии. Около 10 лет по межгосударственным контрактам Мин­здрава СССР работал за границей, в том числе в условиях боевых действий в Республике Йемен.

Мой опыт работы организатора здравоохранения и профессиональный опыт давали мне основание принимать адекватные кадровые решения и ставить под сомнение выполнение спорных указаний.

Департамент международных отношений Минздрава УССР, где я работал более 17 лет, подбирал и готовил «по деловым и морально­политическим качествам» для работы за рубежом врачей — преподавателей медицинских институтов, медицинских сестер, специалистов ВОЗ.

Одна мысль, что обо мне могут подумать, что я плохо работаю, вызывала у меня протест, протест против оскорблений. Скажу прямо: руководству было невыгодно мое «соседство».

Когда было принято беспрецедентное решение направить меня на курсы пред­аттестационного цикла (ПАЦ), а я не изъявил такого желания и предварительно письменно обратился к заместителю директора Департамента здравоохранения и курортов Винницкой ОГА Дмитрию Белоусу, объясняя причину, меня поставили перед фактом, что я должен поехать, предполагая, что я откажусь и подам заявление на увольнение. Больше того, на курсах я представил справку вопреки «неумению» считать баллы главным врачом — не 38, а 99 баллов. Меня направили на курсы ПАЦ на 2­ю категорию?! Я же сдал экзамены по компьютерному тестированию на первую категорию. По возвращении меня ставят в известность, что кабинет профилактических осмотров закрыт как­будто бы по причине «отсутствия договора об аренде помещения».

Дело не во мне, хотя чиновник департамента Д. Белоус и главный врач Г. Соколовская допустили грубые нарушения КЗОТа Украины, и это может привести к судебному разбирательству. Направляя на курсы, меня не предупредили о ликвидации стоматологического кабинета и о том, что будут изменены мои функциональные обязанности без моего согласия и, наконец, что я должен себя обеспечить для дальнейшей работы необходимым дорогостоящим инструментарием, включая и турбинные наконечники.

Диагноз очевиден: «посредственное мышление». При политической диктатуре или деспотии место неудобного отсутствует. Не­удобный мешает самовластию по многим причинам, иначе как можно объяснить логику главного врача, заявлявшего, что я никакого отношения к работе КУ «Могилев­Подольский городской центр ПМСП» не имею?!

Так вот, по существу моей статьи. Плановый и текущий стоматологический проф­осмотр населения г. Могилев­Подольского и района все эти годы предусматривал осмотр работников сферы обслуживания, работников просвещения, детских учреждений, медицинских работников, подростков, студентов, работников предприятий, работников с вредными условиями труда, беременных, инвалидов, пенсионеров и прочих категорий. Ежегодно количество ­осмотренных достигало 15 тыс. человек. Из­за неудобного расположения ново­созданного центра ПМСП начали предъявляться имеющие основания жалобы, снизилась численность осмотренных. Но осмотры населения никто не отменял, кроме этого уникального случая в угоду чиновничьим амбициям.

Судите сами: разве можно проводить профилактические осмотры населения в учреждениях, расположенных в разных концах города, если речь идет о беременных, детях, пенсионерах, инвалидах (особенности расположения лечебных учреждений г. Могилев­Подольского)?

Разве можно властно принять решение о закрытии кабинета, в котором наработана четкая система профилактики стоматологических заболеваний и выявления симптомов особо опасных заболеваний — онкологических, венерических, инфекционных, заболеваний крови и прочих?



Вернуться к номеру