Журнал «Медицина неотложных состояний» 5(52) 2013
Вернуться к номеру
Результаты лечения острого ишемического инсульта в первые часы заболевания
Авторы: Никонов В.В., Савицкая И.Б., Бутко Л.В. - Харьковская медицинская академия последипломного образования; Харьковская городская клиническая больница скорой неотложной медицинской помощи
Рубрики: Медицина неотложных состояний, Неврология
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
В статье проанализированы результаты обследования 100 больных с острым ишемическим инсультом, которым уже на догоспитальном этапе в качестве стартовой терапии вводился цитиколин (Нейроксон®). В исследование вошли больные с давностью заболевания не более 6 часов. Показана достаточная эффективность наиболее раннего введения препарата, что позволило рекомендовать его применение уже на догоспитальном этапе.
У статті проаналізовані результати обстеження 100 хворих із гострим ішемічним інсультом, яким вже на догоспітальному етапі як стартова терапія вводився цитиколін (Нейроксон®). До дослідження увійшли хворі з давністю захворювання не більше 6 годин. Показана достатня ефективність найбільш раннього введення препарату, що дозволило рекомендувати його застосування вже на догоспітальному етапі.
The article analyzes the results of a survey of 100 patients with acute ischemic stroke who were administered citicoline (Neuroxon) already at prehospital stage as initial therapy. The study included patients with disease duration of less than 6 hours. Sufficient efficacy of the earliest introduction of the drug, which made it possible to recommend its use already at prehospital stage, is shown.
острый ишемический инсульт, догоспитальный этап, цитиколин, Нейроксон®.
гострий ішемічний інсульт, догоспітальний етап, цитиколін, Нейроксон®.
acute ischemic stroke, prehospital stage, citicoline, Neuroxon.
Сосудистые заболевания головного мозга являются одной из актуальных медицинских и социальных проблем и наносят значимый ущерб экономике, учитывая расходы на лечение и медицинскую реабилитацию. Инсульт занимает 2е место в структуре общей смертности населения и является основной причиной стойкой утраты трудоспособности. 20–30 % больных, перенесших инсульт, становятся тяжелыми инвалидами и нуждаются в посторонней помощи [1, 3, 5].
Анализ динамики развития молекулярных и биохимических механизмов, запускаемых острой фокальной ишемией, установил четкую временную последовательность их включения. В течение первых 3 ч с момента острого нарушения мозгового кровообращения максимально представлен энергетический дефицит в ишемизированной ткани; через 3–6 ч развиваются глутаматная эксайтотоксичность, нарушения кальциевого гомеостаза и лактатацидоз, угасающие к концу 1х суток. Отдаленные последствия ишемии начинают проявляться уже через 2–3 ч от развития ишемии, достигают максимума через 12–36 ч (оксидантный стресс и локальное воспаление) и на 2е — 3и сутки (апоптоз), но сохраняются длительно (в течение нескольких месяцев), способствуя в постинсультном периоде прогрессированию процессов атерогенеза и диффузного повреждения головного мозга (энцефалопатии) [2, 6, 7].
Каждый этап ишемического каскада является потенциальной мишенью для терапевтических воздействий, и чем раньше прерывается каскад, тем больший эффект можно ожидать от терапии [10].
Современная терапия острого периода церебрального инсульта включает следующие направления: базисная терапия, реперфузия, нейропротекция, мультидисциплинарная реабилитация и профилактика повторных нарушений мозгового кровообращения [13, 14].
Основным направлением патогенетической терапии в остром периоде ишемического инсульта является реперфузионная терапия, но эта терапия имеет достаточно ограниченные показания и может применяться только в первые часы от развития острого ишемического повреждения мозга, пока на фоне зоны гипоперфузии не сформировался очаг инфаркта мозга.
На сегодняшний день актуальным направлением в поиске эффективных способов лечения в остром периоде инсульта является разработка новых способов эффективной и безопасной реперфузии, а также надежной защиты нейронов от повреждения до и после проведения подобной терапии [1].
Вторым, но не менее важным направлением лечения инсульта является нейропротективная терапия. Она более сложна и отражает разнообразие механизмов ишемического повреждения ткани мозга. Целью нейропротективной терапии является активация механизмов защиты нейронов, эндотелиальных и глиальных клеток от повреждающего действия гипоксии. Первичная нейропротекция должна начинаться с первых минут ишемии и продолжаться на протяжении первых 3 дней инсульта, особенно активно в первые 12 ч. Вторичная нейропротекция направлена на блокирование отдаленных последствий ишемии, таких как перекисное окисление липидов, иммуновоспалительные реакции, программированная клеточная гибель, или апоптоз. В то же время деление нейропротективной терапии на первичную и вторичную носит достаточно условный характер, поскольку многие препараты, относящиеся ко вторичным нейропротекторам, зачастую эффективно воздействуют также и на начальных этапах повреждения ткани мозга в условиях острой фокальной ишемии [7, 8, 10].
К нейропротекторам с таким комбинированным действием относится препарат цитиколин (цитидин5дифосфохолин), аналог эндогенного цитиколина — основного фосфолипида всех клеточных мембран, включая нейрональные мембраны [5, 12].
Цитиколин участвует в репарации клеточных мембран, восстанавливая уровень фосфатидилхолина в нейронах, подвергнутых ишемии. Введение цитиколина в условиях ишемии восстанавливает уровни фосфолипида клеточной мембраны сфингомиелина и структурного фосфолипида внутренней мембраны митохондрий кардиолипина, разрушение которых происходит при участии активированной фосфолипазы А2.
Исследования эффективности цитиколина в условиях транзиторной глобальной ишемии позволили предположить, что его основные нейропротективные свойства связаны с поддержанием стабильности цитоплазматических и митохондриальных мембран нейронов. Кроме того, цитиколин повышает уровень АТФ в коре и стриатуме, снижает интенсивность выброса возбуждающего нейротрансмиттера глутамата, что сопровождается уменьшением размера очага ишемии в мозге.
Таким образом, эффекты цитиколина, выявленные как в экспериментальных исследованиях, так и в клинике, непосредственно связаны с воздействием на этапы ишемического каскада, приводящего к гибели клетки.
Цель настоящего исследования — изучение целесообразности введения цитиколина (Нейроксон®) у больных с острым ишемическим инсультом в первые часы от начала развития заболевания.
Материалы и методы исследования
Для включения пациентов в исследование выбраны следующие критерии:
— первый в жизни ишемический инсульт в вертебробазилярном и каротидном бассейнах;
— время развития инсульта не более 6 часов;
— угнетение сознания — не более чем сопор.
Критерии исключения:
— время госпитализации более 6 часов после первых симптомов ишемического поражения мозга;
— перенесенные органические поражения головного мозга;
— неконтролируемая гипертензия более 190/100 мм рт.ст.;
— тяжелые соматические заболевания.
Обследование включало в себя осмотр больного, клинические и биохимические исследования крови, оценку состояния по шкале ком Глазго, неврологического дефицита (NIHSS), оценку по Скандинавской шкале инсульта (СШИ), шкале общего клинического впечатления.
Степень поражения мозга изучалась с помощью нейровизуализации (магнитнорезонансная (МРТ) или компьютерная томография (КТ)).
Исследование проводилось до введения препарата Нейроксон®, затем через 30 минут после введения, а также в 1е, 7–10е и 21е — 23и сутки с момента заболевания.
В исследование включено 100 больных в возрасте от 25 до 80 лет, из них 45 женщин и 55 мужчин (табл. 1, 2).
В основную группу вошло 60 больных, которым Нейроксон назначался в суточной дозе 2000 мг, начиная с догоспитального этапа. С 10го дня эти пациенты получали Нейроксон® per os по общепринятой методике. В контрольную группу вошло 40 пациентов, которые получали терапию согласно принятым рекомендациям.
Обсуждение результатов
Анализ полученных данных свидетельствует, что основная и контрольная группы не отличались одна от другой по основным клиническим проявлениям поражения мозга (степени угнетения сознания и уровню неврологического дефицита).
Необходимо отметить, что в процессе лечения у пациентов обеих групп отмечено улучшение состояния. Это улучшение выражалось в виде восстановления уровня сознания, стабилизации жизненно важных функций, а также уменьшения неврологического дефицита. В то же время проведенный анализ показал, что раннее (догоспитальный этап) введение препарата Нейроксон® позволило в 88 % случаев уменьшить проявления неврологического дефицита, улучшить показатели по шкале комы Глазго к 10му дню болезни (в контрольной группе улучшение наступило только у 47 % больных). В определенном проценте случаев как в основной, так и в контрольной группе отмечено отсутствие положительной динамики, что, очевидно, связано с индивидуальными особенностями, тяжестью поражения и, возможно, с недостаточной эффективностью монотерапии (одним нейропротектором) (табл. 3).
В табл. 4 показана динамика эффективности терапии препаратом Нейроксон® в зависимости от времени начала лечения. Это очень важно, так как клинический опыт подтвердил преимущество максимально раннего начала лечения ишемического инсульта (табл. 4), особенно это касается адекватной нейропротекции.
Аналогичные результаты получены у пациентов основной группы. Положительные сдвиги возникли через 30 мин после введения препарата. Эта тенденция сохранялась в течение всего времени наблюдения за больными.
Исследование отстроченных эффектов применения препарата Нейроксон® показало, что назначение цитиколинов в первые часы ишемического повреждения мозга сопровождалось более полным восстановлением неврологических функций. Об этом свидетельствует увеличение показателей по СШИ к 7м суткам — 55,8 ± 11,3 в основной группе (45,2 ± 10,0 в группе контроля).
Введение цитиколина (Нейроксон®) в первые часы после мозговой катастрофы ускорило регресс общемозговой симптоматики (улучшение ориентации, речевых функций, уровень бодрствования, ранняя активация и т.д.).
У пациентов основной группы отмечено улучшение способности к самостоятельному передвижению, отказ от помощи родственников уже к 10му дню пребывания в стационаре. Эти данные подтверждены изменением объема поражения мозга под влиянием лечения по данным МРТ и КТ (рис. 1).
Эти данные коррелировали и с динамикой уровня сознания в основной и контрольной группах (рис. 2, 3).
Таким образом, проведенное исследование, вопервых, показало эффективность нейропротекции цитиколинами (Нейроксон®) при лечении больных с острым ишемическим повреждением мозга, а вовторых, подтверждена целесообразность максимально раннего назначения препарата пациентам с острым ишемическим инсультом.
1. Бойко А.Н., Кабанов А.А. Цитиколин: новые возможности нейропротекции и фармакотерапии при заболеваниях нервной системы // Фарматека. — 2007 — Т. 15. — С. 5761.
2. Гусев Е.И., Скворцова В.И. Ишемия головного мозга. — М., 2001. — С. 326.
3. Одинак М.М., Вознюк И.А. Роль экзогенного холина в защите и восстановлении мозгового вещества при инсульте // Качество жизни. Медицина. — 2007. — Т. 4, № 21. — С. 17.
4. Adibhatla R.M., Hatcher J.F. Citicoline mechanisms and clinical efficacy in cerebral ischemia // J. Neurosci Res. — 2002. — Vol. 70. — P. 133139.
5. Alonso de Lecinana M., Gutierrez M. et al. Effect of combined therapy with thrombolysis and citicoline in a rat model of embolic stroke // J. Neurol Sci. — 2006. — Vol. 247 —P. 121129.
6. Clark W.M., Warach S.J. et al. A randomized doseresponse trial of citicoline in acute ischemic stroke patients. Citicoline Stroke Study Group // Neurology. — 1997. — Vol. 49. — P. 671678.
7. Conant R., Schauss A. Therapeutic applications of citicoline for stroke and cognitive dysfunctions in the elderly: a review of the literature // Alternative Med. Rev. — 2004. — Vol. 9. — P. 1731.
8. Farooqui A., Horrocks L., Farooqui T. Glycerophospholip ids in brain: their metabolism, incorporation to membranes, functions, and involvement in neurological disorders // Chern. Phys. Lipids. — 2000. — Vol. 106. — P. 129.
9. Hurtado О., Мого М.A., Cardenas A. et al. Neuroprotection afforded by prior citicoline administration in experimental brain ischemia: effects on glutamate transport // Neurobiol. Dis. — 2005. — Vol. 18. — P. 336345.
10. Labiche L.A. et al. Pharmacologic modification of acute cerebral ischemia // Stroke Pathophysiology, Diagnosis and Management / J.P. Mohr et al. (eds.), 4th ed. — Philadelphia, 2004. — P. 10251058.
11. Mir C., Clotet J., Aledo R. CDPcholine prevents glutamatemediated cell death in cerebellar granule neurons // J. Моl. Neurosci. — 2003. — Vol. 20. — P. 5360.
12. Rao A.M., Hatcher J.F. et al. Does CDPcholine modulate phospholipase activities after transient forebrain ischemia // Brain Res. — 2001. — Vol. 893. — P. 268272.
13. Secades J.J., AlvarezSabin J. et al. Citicoline in intracerebral haemorrhage: a doubleblind, randomized, placebocontrolled, multicentre pilot study // Cerebrovasc. Dis. — 2006. — Vol. 21. — P. 380385.
14. Warach S., Harnett K. Dose dependent reduction in infarct growth with citicoline treatment: evidence of neuroprotection in human stroke? // Stroke. — 2002. — Vol. 33. — P. 354.