Газета «Новости медицины и фармации» 6 (495) 2014
Вернуться к номеру
Информация и дезинформация в медицинской науке. Как отделить зерна от плевел?
Авторы: Берсенев В.А. - директор Института проблем боли, г. Киев
Разделы: Медицинские форумы
Версия для печати
Статья опубликована на с. 17 (Укр.)
Практикующий врач порой сталкивается с загадками, которые «выплывают» в, казалось бы, апробированном тексте учебников и монографий. Не в задачнике, рассчитанном на смекалистых и находчивых, а там, где никаким закавыкам попросту не должно быть места.
Еще ничего, если речь идет об элементарной ошибке или опечатке. Библиографы со стажем не дадут соврать: в старых книгах, в научных в том числе, в конце вклеивалась страница с замеченными опечатками. То есть предполагалось, что, возможно, имеются также опечатки, ускользнувшие от бдительного глаза автора, редактора и корректора. И это никакой не укор в адрес специалистов, готовящих рукопись к печати, а просто констатация того факта, что издание книги — дело весьма хлопотное и сложное.
Недаром же из поколения в поколение передавался анекдот, когда-то и где-то случившийся на самом деле. Некие издатели решили выпустить Энциклопедию без единой помарки. Читали и перечитывали, чтобы ни одна «блоха», то есть ошибка, не проскочила. Наконец дали отмашку, подписали в печать. Благоговея, передавали из рук в руки толстенный фолиант с золотым тиснением. И только тогда обнаружили, что вместо «Энциклопедия» книга названа «ЭнциклопУдия».
Мы с вами не лингвисты и не корректоры, мы на помарки внимания не обращаем. Мы читаем сразу целыми строками, а то и абзацами. Улавливаем самую суть информации и на всякие словесные огрехи не обращаем внимания. Проскакиваем не глядя. Отвлекаться на разные мелочи не считаем нужным.
Но в переизданиях мелкие ошибки постепенно наслаиваются одна на другую. В конце концов они в прямом смысле могут «заилить» истину, покрыть ее слоем дезинформации и полностью исказить картину. Так со временем случилось с классическими зонами Захарьина — Геда. И это первый из трех примеров дезинформации, о которых пора говорить во весь голос.
Четверть века тому назад я уже описал ситуацию в общесоюзном неврологическом журнале. Насколько знаю, статья нашла одобрение среди практикующих врачей. Да, жаль, что специалисты, занимающиеся выпуском учебников для медицинских вузов и колледжей, не обратили на ту мою статью внимания. Рисунки, иллюстрирующие зоны Захарьина — Геда, продолжают выходить с прежними ошибками плюс напластования новых искажений. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить рис. 1, где представлены зоны кожной гипертензии по H. Head (1898), и рис. 2 — зоны Геда из современных нам изданий.
Думаю, подобная интерпретация классического труда, а вернее, сборник искажений и ошибок не является подспорьем для диагностики и лечения болезней. Наоборот, «заиленная» иллюстрация ставит неодолимые преграды на пути того и другого.
Следующий красноречивый пример — вегетативная нервная система. От ее состояния напрямую зависят самочувствие человека, его работоспособность. По большому счету, качество жизни. Неслучайно столь большим авторитетом пользовались в тридцатых годах прошлого века вегетативные неврологические школы Харькова и Одессы. Можно сказать, что ученые из двух этих украинских очагов науки возглавляли наиболее перспективные направления в мировой вегетологии. Жаль, об успехах отечественных ученых приходится говорить в прошедшем времени. Последний из заметных трудов по вегетативной патологии был опубликован в Киеве в 1947 году. А спустя сорок с лишним лет (в 1990 году) в киевском издательстве «Здоровье» вышел в свет скромный справочник по вегетологии.
В анатомическом атласе, на котором выросло не одно поколение врачей, помещен рисунок, иллюстрирующий формирование r.communicantes albi и r.communicantes grisei. Это азбука вегетологии, все так. Но на этом же рисунке изображена a.vertebralis, что является серьезной ошибкой. Однако она десятилетиями остается незамеченной. Так как в случае, когда изображена позвоночная артерия, надо бы рисовать только одну r.communicantes.
И еще один, третий, пример хронической — из монографии в монографию — дезинформации. В подавляющем большинстве руководств и учебников по неврологии в разделе, посвященном парасимпатическим нейронам, помещено изображение блуждающего нерва. В краниальной, а затем в каудальной зонах спинного мозга изображены… парасимпатические ядра. Хотя известно, что основная часть спинного мозга не имеет парасимпатических структур.
Далее. Стало чуть ли не правилом в работах, посвященных периферической нервной системе, цитировать японского исследователя Кен-Куре, обнаружившего парасимпатические волокна в задних корешках спинного мозга. Эти ссылки обычно сопровождаются обстоятельной библиографией знаменитого японца. Что не может не удивить нашего соотечественника, пожелавшего поближе познакомиться с трудами Кен-Куре. Это я говорю в том числе и о себе. В свое время в фондах Центральной медицинской библиотеки обнаружил только одну статью японского исследователя, опубликованную в одном из неврологических журналов. Все! Тем не менее количество ссылок на работы Кен-Куре не убывает, а нарастает… Что не может не привести к мысли, что авторы работ знают о цитированных работах не столько по оригиналам статей, сколько по ссылкам на них в других статьях и у других авторов…
А ведь вопрос присутствия в задних корешках спинного мозга парасимпатических вазодилататорных волокон принципиален! Каждый невролог в своей клинической практике ежедневно использует дермографизм как метод диагностики. Именно с парасимпатическими волокнами связано возникновение высыпаний на коже при gerpes zoster. Неслучайно, так как парасимпатические нейроны присутствуют на всем протяжении спинного мозга (рис. 3), от С1 до С2. На рис. 3 отчетливо видны ядра парасимпатической нервной системы от С8 до L2.