Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 3 (532) 2015

Вернуться к номеру

Торасемид в терапии хронической сердечной недостаточности различного генеза

Авторы: Лазарев П.А. — к.м.н., Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца, г. Киев

Рубрики: Кардиология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати

Статья опубликована на с. 19 (Мир)


Торасемид относится к группе петлевых диуретиков, проявляющих свою активность путем угнетения транспортной системы Na+K+2Cl в восходящем отделе петли Генле, не оказывая влияния на проксимальные канальцы, что обусловливает меньшую потерю фосфатов, бикарбонатов и калия с мочой. Биодоступность торасемида почти в два раза выше, чем у фуросемида, и составляет 90 %, период полувыведения более чем в два раза превышает таковой у фуросемида. Торасемид не индуцирует серьезных нарушений электролитного обмена. Число побочных реакций на фоне применения торасемида в 14 раз меньше, чем при использовании фуросемида (Мареев В.Ю. с соавт., 2011). Диуретический эффект препарата является дозозависимым. В зависимости от патологического состояния диуретические дозы могут составлять от 5 до 200 мг в сутки. Малые дозы торасемида обладают отчетливым антигипертензивным действием, сохраняющимся на протяжении 24 ч после однократного приема. Гипотензивный эффект препарата проявляется в дозах 2,5–5 мг в сутки и не увеличивается при дальнейшем увеличении дозы до 10 мг (Friedrich C. Luft, 1993). Есть все основания полагать, что эффект торасемида развивается более постепенно, чем у тиазидных диуретиков. Мягкие антигипертензивные свойства препарата особенно важны у пожилых пациентов, у которых тиазиды могут вызывать выраженные ортостатические реакции. Важным с клинической точки зрения является тот факт, что назначение препарата в вечернее время приводит к достоверному усилению антигипертензивного действия приблизительно на 50 % (Calvo C. et al., 2006).

Торасемид является длительно действующим мочегонным средством. Принципиальным отличием торасемида является сочетание свойств петлевого диуретика и антагониста альдостерона. Кроме того, торасемид может блокировать ренин-ангиотензин-альдостероновую систему, и, следовательно, это может ослабить процессы ремоделирования миокарда, сопровождающиеся дисфункцией левого желудочка (Friedel H., Buckley M.M., 1991, Lopez B. et al., 2009). Кроме того, торасемид, в отличие от большинства петлевых диуретиков, не усугубляет крайне нежелательную при хронической сердечной недостаточности (ХСН) активацию симпатоадреналовой системы (Harada K. et al., 2009). Если действие препарата у пациентов с ХСН ишемического генеза достаточно полно представлено в современной литературе, то данные об использовании торасемида для профилактики развития сердечной недостаточности при неспецифических воспалительных заболеваниях миокарда немногочисленны и представляют особый интерес для клиницистов.

При данной патологии впервые антифибротические свойства торасемида были продемонстрированы в экспериментальной модели аутоиммунного миокардита (Veeraveedu P.T. et al., 2009). В данной работе было выявлено уменьшение площади фиброза, размера миоцитов, а также снижение уровней трансформирующего фактора роста b1, коллагена III и альдостеронсинтетазы в миокарде на фоне применения торасемида. Кроме того, отмечено увеличение плазменных уровней ангиотензина II (что свидетельствует о блокаде рецепторов ангиотензина II) и альдостерона при параллельном дозозависимом снижении концентрации предсердного натрийуретического пептида. Все вышеперечисленные изменения приводили к торможению прогрессирования миокардита с последующим формированием дилатационной кардиомиопатии (ДКМП). Японскими учеными (Tanaka H. et al., 2009) также проведено сравнение терапевтических эффектов торасемида, фуросемида и спиронолактона на прогрессирование ремоделирования левого желудочка в экспериментальной модели ХСН после аутоиммунного миокардита. В группах торасемида и спиронолактона отмечены более выраженное уменьшение процессов ремоделирования и улучшение насосной функции миокарда по сравнению с фуросемидом.

В 2014 г. L.N. Han с соавторами опубликовали данные клинического применения торасемида в лечении пациентов с уже сформированной ДКМП. В исследовании принимали участие 125 пациентов с ДКМП (60 принимали фуросемид в дозе 20 мг в сутки, 65 — торасемид в дозе 10 мг в сутки в течение 12 месяцев на фоне ингибиторов АПФ, бета-блокаторов, спиронолактона и дигоксина). Отмечена положительная динамика биохимических и гемодинамических параметров в обеих группах по сравнению с исходными данными. Тем не менее уровень конечного терминала — промозгового натрийуретического пептида, С-реактивного протеина, конечного диастолического размера левого желудочка, повторных госпитализаций и смертности был ниже, а уровень фракции выброса левого желудочка и дистанция 6-минутной ходьбы — выше в группе торасемида по сравнению с фуросемидом. Также в данном исследовании впервые продемонстрированы преимущества торасемида перед фуросемидом в снижении частоты аритмий, возникающих как осложнение ДКМП.

Все вышесказанное свидетельствует о высокой эффективности торасемида в терапии сердечной недостаточности различного генеза. Все исследования, в которых доказано положительное влияние торасемида на прогноз и клиническое течение ХСН, проведены на препаратах с обычной формой высвобождения действующего вещества.


Список литературы

Список литературы находится в редакции


Вернуться к номеру