Газета «Новости медицины и фармации» 8 (539) 2015
Вернуться к номеру
Встреча в alma mater через 55 лет!
Разделы: Медицинские форумы
Версия для печати
Статья опубликована на с. 21 (Мир)
Этот праздник начинаем
Мы минутой молчания.
Нелли Дзизинская
Начиная очерк двумя стихотворными строками из поэтического сборника выпускницы Киевского медицинского института 1960 года, пребываю под свежим впечатлением от встречи, которая состоялась в предпоследний день мая нынешнего года, накануне Троицы — в Троицкую родительскую субботу. Природа постаралась удивить своими ярко–зелеными красками молодой листвы, очаровать белыми соцветьями черемухи и акации, заворожить запахами жасмина и свежескошенной травы. Поэтому выпускники в ожидании назначенного времени имели возможность пообщаться в сказочной атмосфере непривычно пустующего, в субботний день, университетского дворика, где исхоженные дорожки, весенняя зелень вокруг, молчаливый памятник воспитанникам института, не вернувшимся с Великой Оте–чественной войны. Участники встречи Вашкулат Николай, Гирина Неля, Гриневич Юрий, Даниленко Инна, Дейкун Надя, Зенина Леся, Кирсенко Виктор, Клименко Тамара, Климова Ольга, Кривовязко Нина, Кучма Люба, Ляденко Майя, Маринин Владимир, Павлюк Галина, Панченко Владимир, Романова Нина, Сумарокова Неля, Щербаков Александр сфотографировались на ступеньках родных пенатов.
Встреча врачей этого давнего выпуска состоялась в традиционной первой лекционной аудитории морфологического корпуса, где бывшие студенты слушали лекции своих учителей. Один из них, принявший участие в знаменательной встрече академик Исаак Михайлович Трахтенберг, отдавший институту четверть века своей жизни, ранее уже писал об этом курсе. Но прежде чем привести выдержку из его очерка в трехтомном издании «Из записных книжек и не только… (2003–2009), расскажу о том, что меня поразило после того, как пришел в аудиторию на упомянутую встречу. На большом белом листе, прикрепленном к трибуне лектора, четко выделялись имена и фамилии бывших студентов, которые, увы, не дожили до этой встречи. Они значились в порядке перечня учебных групп, в которых они занимались, и как бы присутствовали здесь вместе со своими однокурсниками. Мерцают у лекционной трибуны строгие свечи, лежат принесенные выпускниками цветы. Глубокое молчание воцарилось в аудитории при чтении этого списка, в котором почти пятьдесят бывших товарищей, друзей, единомышленников…
Потом одна из организаторов встречи (десятой после окончания института) Майя Ляденко еще раз коротко напомнила присутствующим о профессиональных и личных достижениях однокурсников. О многих из них писал академик И.М. Трахтенберг в своей упомянутой выше трилогии. Впрочем, оправдан здесь не пересказ, а прямая речь автора. Вот она, в пространной выдержке из трехтомника:
«Сегодня был у меня Юрий Гриневич, мой бывший студент, а ныне известный профессор–иммунолог, заместитель директора института онкологии. Вспоминали, кто же из его курса стал впоследствии научным работником, получил ученую степень доктора наук. Оказалось, среди этой когорты закончивших санитарно–гигиенический факультет КМИ в 1960 году таковых ровно десять человек, в разные годы работавших в научных и учебных учреждениях Киева. Кроме Юрия Гриневича, это Виталий Гирин, Эдуард Гюллинг, Жанна Алексеенко–Возианова, Тамара Шидловская, Виктор Шефтель, Гарри Виноградов, Виктор Мясников, Николай Вашкулат, Инна Киреева. Сейчас двое из них работают в Академии последипломного образования, четверо — в институтах НАМН, один — в Нацио–нальном медицинском университете, трое — за рубежом». Справедливости ради следует добавить к этому перечню профессора Леонида Кашина и Вячеслава Мухопада, уже ушедших из жизни.
Под эпиграфом стоит фамилия Нелли Дзизинской — воспитанницы alma mater. Многие годы врачебную деятельность она сочетала с увлечением поэтическим творчеством. На встрече Нелли прочитала лирические стихи из своего сборника «Струны сердца». Замечательный сборник, впечатляющие, проникновенные стихотворные сочинения. Вот только совсем немного из одного из них, в котором воспоминания о студенческих днях, первой любви, ребенке и… первом больном.
И вот учеба в Аlma Маtег —
Порой без отдыха и сна,
Чем больше тайн приоткрывала,
Тем больше в глубину влекла.
И все же сквозь учебы рвенье
Ворвалась первая любовь,
И звонкое капеллы пенье,
И музыки волшебный зов.
Вот на руках диплом желанный
И шестимесячный сынок,
И со смертельной хворью мама —
Неумолим последний срок.
А вместе с ней, как будто
в бездну,
Земля уходит из–под ног.
Отчаяние, безнадежность...
Но просыпается сынок.
И улыбаюсь я сквозь слезы,
Глядя, как уминает суп.
И вновь благодарю Природу,
Что мне дала спасенья круг.
Да и родные отозвались
И помогали, кто чем мог.
И ожиданье состоялось —
Заходит первый мой больной.
Взволнованными, эмоционально насыщенными и образными были на этой встрече и выступления других ее неравнодушных участников. В каждом из выступлений звучали трепетные воспоминания о далеких, тревожных и в то же время радостных, перипетиях студенческих будней середины XX века, при этом было много благодарственных слов в адрес наставников. И Тамара Шидловская, ныне профессор, доктор медицинских наук, и Юрий Гриневич, также доктор медицинских наук, профессор, и Виктор Кирсенко, токсиколог, кандидат медицинских наук, и другие вспоминали своих учителей. Среди них — профессора–хирурга Й.Г. Туровца, профессора внутренних болезней Е.И. Лихтенштейна, физиолога — будущего академика НАМН В.В. Фролькиса, гистолога — члена–корреспондента АМН Н.И. Зазыбина, гигиениста — члена–корреспондента АМН Г.Х. Шахбазяна. Размышлением о наших предшественниках, наставниках, учителях продолжил Исаак Михайлович свое выступление на этой замечательной встрече. Он сказал, что был прав мудрый философ Френсис Бэкон, написавший, что «память — это история». Если наши предшественники или те, кто нас учил и с нами общался, передавая свой научный и творческий опыт, будут в нашей памяти, а мы будем помнить о них, уважать и ценить, то они всегда будут жить в нынешней истории.
И еще: как рассказал мне впоследствии Исаак Михайлович, на этом курсе увлекались стихотворным творчеством не только Н. Дзизинская, но и Н. Вашкулат (издал несколько поэтических сборников), А. Щербаков (опубликовал две книги об однокурсниках), а также В. Шефтель, ныне доктор медицинских наук, профессор, публикующий свои стихи под псевдонимом Виктор Бушев. Одно из них даже напечатано в поэтической антологии «Киев. ХХ век». Вот три строки из этого стихотворения:
А жизнь сгорает, как ракета,
И с каждым годом все трудней
поверить в то,
Что ждут нас где–то...
В качестве реакции на эти грустные строки хочу заметить, что общая картина состоявшейся встречи на фоне ярких красок весенней природы больше напоминала спокойную радость встречи старых друзей, которые продолжают жить не только ностальгическими воспоминаниями о прошлом, но и своими планами, устремленными вперед, в том числе в будущие юбилеи, дальнейшие встречи и общение.
Профессор И.А. Тарабан
Фото автора