Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «» 5 (43) 2015

Вернуться к номеру

Исследование воздействия экологических факторов на сердечно-сосудистые заболевания

Статья опубликована на с. 79-80

 

Экологические факторы и их воздействие на сердечно-сосудистые заболевания были предметом нескольких новых исследований, которые были представлены 30 августа во время конгресса ESC 2015 в Лондоне.

В исследовании, проведенном в Виннипеге (Канада), было изучено воздействие температуры на риск сердечных приступов. Шестилетнее исследование показало, что каждое снижение температуры на 10° по Цельсию было связано с 7% повышением риска инфаркта миокарда с ST-подъемом (STEMI). Из 1817 STEMIs на протяжении более шести лет дневной максимум температуры был сильным предиктором STEMI. В дни с дневным максимумом температуры менее 0° Цельсия частота событий STEMI составила 0,94/в день по сравнению с 0,78/в день, когда дневной максимум был больше чем 0° Цельсия. Несмотря на ежегодные вариации, средняя частота STEMI-коэффициента за период исследования была линейной, статистически значимой по температуре (р < 0,001). Ежедневное повышение температуры в предыдущие один или два дня также было прогностическим (р < 0,001). Теплые температурные диапазоны не были связаны с более высоким риском STEMI.
«Наше исследование подчеркивает потенциальное влияние окружающей среды на возникновение ИМ с подъемом ST, — сказал Shuangbo Liu, доктор из университета Манитобы (Канада). — Эти данные создают возможность для будущих исследований изучить, есть ли стратегии лечения, которые могут умерить влияние климата на риск сердечных приступов».
Еще одно исследование из Бельгии обнаружило связь между твердыми частицами и NO2 в загрязненном воздухе и повышенным риском тяжелых сердечных приступов. Они установили это путем сравнения данных об уровнях частичек пыли РМ10, PM2.5, O3 и NO2 от Belgian Environmental Agency с данными о случаях заболеваемости STEMI от Belgian Interdisciplinary Working Group on Acute Cardiology, по данным записей о загрязнении воздуха STEMI реестра. Исследователи обнаружили, что увеличение концентрации PM2.5 на 10 мкг/м3 во внешней среде ассоциировалось с увеличением на 2,8 % STEMI, в то время как повышение на 10 мкг/м3 NO2 было свя с на 5,1 % повышенным риском. Эти ассоциации наблюдались только у мужчин. Кроме того, анализ подгрупп показал, что пациенты в возрасте 75 лет и старше получили больше STEMI при воздействии PM10, в то время как пациенты старше 54 лет были более восприимчивы к NO2. «Связь между STEMI и загрязнением воздуха наблюдалась в течение одного дня экспозиции, — сказал Jean-Francois Argacha из университетского госпиталя Брюсселя (Бельгия). — И это несмотря на то, что концентрация загрязняющих веществ в атмосфере была в пределах Европейского стандарта качества воздуха. Вполне возможно, что только мужчины были пострадавшими, так как женщины были недостаточно представлены в исследуемой популяции (менее чем 25 %). Тем не менее предыдущие исследования показали, что АД, артериальная жесткость и вариабельность сердечного ритма, которые связаны с загрязнением воздуха, более выражены у мужчин. Разница по полу в степени ожирения и маркеры воспаления крови могут ухудшить воздействие загрязненного воздуха, но эта гипотеза требует дальнейшего изучения».
Между тем отдельное исследование из Польши также изучало воздействие загрязненного воздуха на здоровье сердечно-сосудистой системы, но оно было сосредоточено на молодых людях в возрасте от 16 до 22 лет, живущих в крупных городах. Исследователи измеряли артериальное давление, частоту сердечных сокращений и определяли уровень маркеров воспаления в крови, включая уровень С-реактивного белка (CRP), высокочувствительный CRP (hs CRP), уровень гомоцистеина и фибриногена. Они также оценили влияние таких важных факторов, как индекс массы тела, образ жизни, этническая принадлежность и анамнез. Данные о загрязнении воздуха были получены от станций, которые мониторируют качество воздуха. По результатам были определены существенно более высокие уровни CRP, hs CRP, гомоцистеина и фибриногена у жителей Кракова, наиболее загрязненного города, по сравнению с жителями Люблина, менее загрязненного города (р < 0,0001 для всех). Самые высокие уровни этих маркеров воспаления были у людей с избыточной массой тела (ИМТ 25–37 кг/м2), проживающих в Кракове. Не отмечалось никаких значительных различий в уровне АД у исследуемых жителей двух городов, а также различий в курении, уровне физической активности, индексе массы тела, возрасте или других факторах риска.
Загрязнение и погода могут также влиять на результаты после сердечного приступа, согласно другому исследованию из Польши, представленному Aneta Cislak, ученой из Silesian Centre for Heart Diseases, Medical University of Silesia (Забже, Польша). Исследовано 2388 пациентов, госпитализированных с острым коронарным синдромом без элевации ST-сегмента (ACS NSTE) между 2006-м и 2012-м годами, было обнаружено больше лиц с более высоким риском инфаркта миокарда и кровотечений и низкой фракцией выброса левого желудочка, которые наблюдались в теплые, солнечные, сухие и ветреные дни с более высокой концентрацией окиси углерода и озона в атмосфере. Кроме того, проведение пациентам аортокоронарографии с открытием окклюзированных коронарных артерий чаще было успешным, когда погода была солнечная и ветреная, но менее успешным в холодную погоду с более низкой концентрацией озона, окиси углерода и окислов азота. В холодные, более солнечные и менее ветреные дни наблюдалось больше случаев госпитализации и смертности на протяжении месяца. 
«Это было небольшое обсервационное исследование, и наш анализ был одномерный, поэтому мы не можем исключить возможность влияния других факторов», — сказала Cislak. Тем не менее она отметила: результаты показывают, что экологические факторы могут повлиять на тяжесть клинического состояния и краткосрочный прогноз у больных с ACS NSTE. 
Подготовили С.Кушнир, Ю.Сиренко по материалам доклада профессора Bryan Williams at the European Society of Cardiology Congress, London, August 31, 2015.


Вернуться к номеру