Статья опубликована на с. 131-136
К 160-летию со дня рождения П.М. Сочинского
Петр Михайлович Сочинский (1855–1913) — земский врач и общественный деятель, коллекционер и фольклорист, действительный член Екатеринославской ученой архивной комиссии. Он приложил немало усилий для улучшения оказания медицинской помощи и сохранения памятников истории на Екатеринославщине (ныне — Днепропетровщине).
Петр Сочинский родился в 1855 году. Окончив в 1873 г. Екатеринославскую классическую гимназию, решил поступать на медицинский факультет Университета святого Владимира в Киеве. В 1878 г. получил официальное звание лекаря и начал свою профессиональную деятельность в военном министерстве. Однако, ощутив тягу к земской медицине, возвратился на родную Екатеринославщину, Верхнеднепровский уезд. С 1881 г. стал работать земским врачом в Софиевской больнице. До него уездным лекарем там был Иосиф Антонович Мрозовский [1].
Немного истории о крае, где работал Петр Сочинский. Территория вокруг Софиевcкой больницы начала осваиваться в конце ХV — начале ХVІ века. В то время казаки селились на плодородных землях вдоль речек. Так возникло козацкое поселение возле речки Сухая Каменка. Доказательством этого являются три могилы по дороге на село Любимовку Софиевского района. В XVIII столетии (1786) земли на реке Каменке Екатерина ІІ подарила Григорию Потемкину, а он, в свою очередь, передарил их Василию Андреевичу Энгельгардту (1735–1794), женатому на его сестре Елене (Марфе) Александровне. По наследству эти владения получил их сын Василий (1755–1828), впоследствии генерал и сенатор, который основал там деревню, дав ей название Энгельгардт-Васильевка. А еще он построил церковь и две мельницы. В 1782 г. в селе проживало 17 человек, а перед Первой мировой войной уже насчитывалось 234 двора, 1392 жителя [2]. Со временем название села сократилось до одного слова — Васильевка. Помещик владел почти 18 тысячами крепостных, многими селами на Киевщине, в частности Моринцами и Кирилловкой. Согласно ревизскому реестру 1816 г., Василий Васильевич Энгельгардт был владельцем семьи Шевченко. У его внебрачного сына Павла Васильевича казачком служил крепостной мальчик, в будущем великий украинский поэт Тарас Шевченко. В 1828 г., после смерти отца, Павел Васильевич Энгельгардт стал хозяином Кирилловки. В советское время (1964) село было переименовано на Запорожское (в честь запорожских казаков).
В 1793 г. здесь же, на реке Каменке, на землях, пожалованных царскому генералу Дунину, возникла деревня Софиевка, названная по имени его невесты Софии. Заселение степей между реками Базавлук и Саксагань оседлыми семейными людьми проводилось согласно распоряжению Новороссийской канцелярии в 1770–1780 гг. Первое письменное упоминание об этом поселении датируется 1791–1796 гг. В 1864 г. в Софиевке было 95 небольших ветряных мельниц, 8 маслобоен, 3 кузницы. В 1894 г. работал завод по производству земледельческих машин и оборудования (сноповязалок, жатвенных машин, молотилок, плугов, веялок) [2]. Через несколько лет вступили в строй паровая мельница и две маслобойни. В 1923 г. на базе Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии был создан Софиевский район.
С 1957 г. районный центр получил статус поселка городского типа со стандартной инфраструктурой. Ныне он расположен в 105 км к юго-западу от Днепропетровска и в 12 км от железнодорожной станции Девладово на линии Верховцево — Кривой Рог — Сортировочный. Основными водными артериями района являются мелководные реки Каменка, Базавлук и Саксагань [3].
Как известно, в советское время у каждой школы и больницы были шефы. До революции они назывались попечителями и заботились о постройках, нуждах, насущных проблемах вверенных им учреждений. Попечителем Софиевской больницы в течение пяти лет (06.10.1877–10.10.1882) был А.А. Савельев. 11 октября 1882 года на эту должность пригласили землевладельца Д.В. Ставровского. Через непродолжительный срок его сменил П.И. Кашеренинов. С 1885 г. в течение многих лет обязанности попечителя выполнял богатый землевладелец Иван Харин, который всегда откликался на больничные нужды и просьбы врачей [4].
О признании профессионализма и авторитета Петра Сочинского свидетельствуют результаты баллотировки врачей, проведенной 11 октября 1886 года. Баллотировка тогда означала открытую или закрытую подачу голосов посредством опускания шаров в ящик или урну, причем белый шар был избирательным, а черный — неизбирательным. При этом Петр Сочинский получил 24 избирательных и 5 неизбирательных шаров и был избран. Супругой Петра Михайловича, вероятнее всего, была девушка из рода Кузьмицких, так как его представители (четверо уездных гласных) тогда отказались голосовать по этическим соображениям, а точнее — в связи с родственными отношениями. На той же сессии гласные постановили выдать земскому врачу Сочинскому в ссуду на один год 100 рублей для печатания отчетов врачей Верхнеднепровского уезда. Таким образом, Сочинский оказался в лидерах в своем небольшом сообществе врачей: активно собирал материал об истории развития земской медицины в уезде. О его разносторонней профессиональной деятельности свидетельствуют многие факты.
Петра Сочинского всегда интересовали «нужды больничные». Так, он представил информацию, что земская больница продает ограниченное число медикаментов, плата за которые незначительная, а контроль и отчетность чрезвычайно затруднительные. Где назначалась плата за лекарства, там обращалось за медицинской помощью значительно меньше больных. После прений Верхнеднепровское собрание постановило: «платы за лекарства не взимать и просить врачей наблюдать за более бережливым расходом лекарств, а также учредить при каждой аптеке должность фармацевта» [5].
16 октября 1889 года П. Сочинский обратился в Верхнеднепровскую уездную управу с ходатайством о награждении серебряной медалью за оспопрививание Севастьяна Костенко. В течение более 20 лет он сделал прививки 10 332 лицам, обучив этому крестьянина Терентия Касьяна.
А еще Петр Михайлович заботился о качестве оказания помощи при родовспоможении. Так, на очередном Верхнеднепровском уездном земском собрании указал «на вред, последовавший от упразднения акушерок». Собрание постановило: «должности акушерок возобновить в том виде, как они существовали до упразднения, вменив в обязанность участковым врачам наблюдать за исполнением ими обязанностей в отношении сельских обществ».
26 августа 1890 года врач Сочинский обратился в уездную управу с ходатайством перед земским собранием о постройке при больнице летних бараков для пребывания в них больных в период дезинфекции или ремонта больничных помещений, дома для служащих (смотрительницы, акушерки и фельдшерицы) и об увеличении размеров ледника. Управа просила у собрания на данные нужды 1000 рублей, но выделено было лишь 250 рублей.
В 1891 г. Петр Сочинский ходатайствовал о представлении к награде старшего фельдшера Софиевской больницы Герши Израильсона за долговременную и усердную службу. Герша Израильсон был потомственным фельдшером. Его отец Мозес работал фельдшером и оспопрививателем на юге Украины. Император Николай І наградил его за усердное оспопрививание серебряной медалью на зеленой ленте. В 1866 г. император Александр II наградил его второй серебряной медалью с надписью «За усердие» на Станиславской ленте. Попечительство неоднократно ходатайствовало о присвоении Мозесу Израильсону личного почетного гражданства. Его сын, Герша Израильсон, тоже проявил себя в еврейских колониях как хороший фельдшер и в 1863 г. получил повышение в должности (стал старшим фельдшером). Собрание постановило представить Гершу Израильсона к награде — званию почетного гражданина. Видимо, почетного гражданина фельдшеру не дали, и в следующем году земство представило Израильсона к медали. Скромного фельдшера никто не награждал, и в 1895 г. Петр Сочинский в который раз ходатайствовал о его поощрении за долголетнюю службу. Наконец, в 1896 г. Герша Израильсон сам написал в уездное земство просьбу о единовременном пособии за долголетнюю службу, и только через год собрание большинством постановило выдатъ ему единовременное пособие в размере полугодового оклада жалованья (200 рублей) [6].
Петр Сочинский был попечителем Энгельгардт-Васильевского училища. При поддержке земства строить ему пришлось с нуля. Земские отчеты дают возможность оценить работу земца-труженика. Так, Верхнеднепровский уездный училищный совет в 1885 г. «указывает на попечителя Энгельгардтовской школы г. Сочинского, благодаря личным заботам которого теперь строится новый училищный дом, а между тем он не обязан никакими взносами на училище. Комиссия полагает, что следовало бы благодарить г. Сочинского за его полезную деятельность на пользу вверенного его попечению училища».
Через год, 20 октября 1886 г., на сессии Верхнеднепровского уездного земского собрания гласные слушали «заявление уездного училищного совета о деятельности попечителя Энгельгардт-Васильевского училища врача Сочинского и о сложении с него 100 рублей, выданных из земской управы на окончание постройки училищного дома». Председатель уездной управы Венедикт Гельмерсен, свидетельствуя перед собранием о полезной деятельности врача, заявил, что «только единственно ему земство обязано устройством дешевого и прекрасного училища. Что же касается до бескорыстия его, то этому доказательством то, что на окончание его затрачено более 240 рублей, из них земство отпустило заимообразно 100, a 140 затратил сам Сочинский из своего крайне ограниченного содержания». Земское собрание выразило Петру Сочинскому искреннюю душевную признательность и благодарность за бескорыстное и полезное служение делу народного образования, а также выразило просьбу уездному училищному совету через губернский ходатайствовать о награждении его орденом.
12 октября 1891 года уездные гласные рассматривали представленные Петром Сочинским вопросы, которые обсуждались на IV съезде земских врачей Екатеринославской губернии. Среди них: об устройстве в Екатеринославской губернии колонии для душевнобольных (лишь к 1899 году такая колония была открыта под Екатеринославом); об оптовой выписке медикаментов из-за границы; об устройстве в уездах на счет земства небольших богаделен; о бесплатном лечении в больницах жителей своего уезда и о взимании с иногородних не более 30 копеек (в Александровском уезде еще в 1884 году решили лечить земляков бесплатно); о понижении платы в губернской больнице со всех больных вообще ввиду того, что плата очень высока (60–70 копеек в сутки); об устройстве при губернской управе медико-статистического бюро с врачом во главе; об обязательном осмотре всех нижних чинов, возвращающихся на родину, для выявления больных сифилисом и другие.
В семье Петра Сочинского произошло трагическое событие: 10 января 1892 года умер и 11 января погребен его тридцатилетний брат Константин — студент Киевского университета. К трагическому финалу привела скоротечная чахотка легких (государственный архив Днепропетровской области, единица хранения 81, л. 163, фонд 193, опись 3).
В 1892 г. по инициативе врача Сочинского и при содействии попечителя больницы г. Харина была построена при больнице усыпальница «из лимпача на каменном фундаменте, крытая железом, оштукатуренная снаружи и внутри и выкрашенная масляною краскою», ее стоимость была 275 рублей. 14 сентября усыпальница в присутствии члена управы П.В. Байдака была освящена и стала одной из земских построек при Софиевской больнице. Этому примеру последовали и другие земские больницы.
В 1892 г. члены земской уездной ревизионной комиссии проверяли деятельность земских больниц и в своем отчете дали описание Софиевской больницы, обратив внимание «на растущие и насаженные врачом П.М. Сочинским деревья, а также надворную чистоту». Весьма достойным подражания было названо земским начальством «устройство врачом Сочинским при Софиевской больнице небольшой библиотеки, из которой грамотные больные с истинным удовольствием пользуются книгами для чтения». На неземские, привлеченные средства Петром Михайловичем был устроен камин и вентиляторы в печах. Члены комиссии отметили заботливое отношение врача и его помощников к больным. При этом были отмечены и неудобства, имещие место в больнице: несовершенство планировки здания; отсутствие обустроенной ванны и туалетной комнаты; нуждались в ремонте помещения кухни, сарая с тремя отделениями, каменный ледник. В 1894 г. земством был произведен ремонт квартир для врача и служащих, устроен колодец. Так выглядела Софиевская больница более ста лет назад.
Сохранились рапорты Петра Михайловича об улучшении оказания помощи слепым, о предупреждении увечий и несчастных случаев у сельских рабочих. На съезде земских врачей, собравшихся в уездной управе в Верхнеднепровске 3 апреля 1894 года, врач Софиевского участка П. Сочинский сделал следующее заявление: «Всякий посещавший прошлый год наши больницы обратил, конечно, внимание на громадное число в них больных с разного рода травматическими повреждениями, полученными почти исключительно при молотьбе хлеба молотилками, главным образом конными». Врачом Сочинским были разработаны меры предосторожности при молотьбе хлеба на сельхозмашинах. Даже классик марксизма Владимир Ленин в подготовительных материалах к книге «Развитие капитализма в России» цитировал софиевского земского врача: «В то время, когда рабочие на фабриках и заводах законом ограждены от несчастных случаев, а хозяева их привлекаются к ответственности, о положении сельскохозяйственных рабочих до сих пор молчалось».
На съезде земских врачей, собравшихся в Верхнеднепровской уездной управе 15 апреля 1894 года, П.М. Сочинский представил доклад «Век живи — век учись». В частности, он отмечал: «Ни одна медицинская практика по количеству больных, по разнообразию встречаемых болезней не может сравниться с земско-медицинской. Всякий, знакомый с земско-медицинским делом, знает, что земский врач в приемные часы одного и того же дня должен быть терапевтом и хирургом, лечить детские, женские, ушные, глазные болезни, быть акушером, давать экспертизу и т.д. Словом, земский врач является каким-то энциклопедистом, но не застрахованным от ошибок». Петр Сочинский говорил о необходимости предоставления командировок земским врачам с научной целью для повышения их профессионального уровня.
На территории современной Софиевской районной больницы сохранились земские постройки, среди них лечебные корпуса, усыпальница, построенная Петром Сочинским. В центре больничной территории — памятник известному хирургу Николаю Пирогову и композиции, посвященные работе медиков. Растут и деревья — свидетели событий более чем столетней давности.
В 1895 году, после 15 лет работы земским врачом в Софиевке, сорокалетний лекарь Петр Сочинский уехал в Новомосковск на новую работу [7]. Благодарное Верхнеднепровское уездное земство выразило ему искреннюю и глубокую признателъность за сердечное и честное отношение к исполнению трудных обязанностей врача на службе земству, постановило украсить его портретами Софиевскую больницу и школу в Энгельгардт-Васильевке (Софиевской волости), которую он построил и попечителем которой был, а также выдало годовой оклад жалованья (1250 рублей). Это решение было принято закрытой баллотировкой шарами большинством голосов 9 октября 1895 года на уездном земском собрании в Верхнеднепровске на основе предложения гласных Эраста Бродского, Петренко, Фингергута, Самсонова (зятя декабриста А. Гангеблова). Так, гласный Петренко сказал: «Петр Михайлович Сочинский был не врачом, а отцом для крестьян. Мне также известно, что он выехал от нас ничего не имея, причиной тому, конечно, его полная бескорыстность по отношению к крестьянам — главным eгo пациентам».
Ныне село Запорожское (в прошлом Энгельгардт-Васильевка) входит в состав Софиевского района Днепропетровской области. До наших дней сохранилось здание Энгельгардт-Васильевского училища (попечителем которого был Петр Сочинский), ныне это Запорожская общеобразовательная школа І–ІІІ степеней. Из объектов социально-культурной сферы имеются: Запорожский сельский совет, фельдшерско-акушерский пункт, сельский клуб и библиотека, пять фермерских хозяйств, два магазина, почтовое отделение, АТС. В центре села — братская могила советских воинов (похоронено 123 бойца), памятник земляку, Герою Советского Союза А.В. Постному. Выпускником этой школы является известный скульптор Украины С.С. Андрейченко.
Продолжение в следующем номере