Журнал «Медицина неотложных состояний» 4 (75) 2016
Вернуться к номеру
Сочетание регионарной и внутривенной анестезии у детей в условиях стационара одного дня
Авторы: Антонюк А.Н., Снисарь В.И., Карабут И.Н.
ГУ «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины», г. Днепр, Украина
КУ «Днепропетровская детская клиническая больница № 2» ДОС, г. Днепр, Украина
Разделы: Медицинские форумы
Версия для печати
Выбор метода анестезии играет одну из ключевых ролей в особенностях ведения пациентов в условиях стационара одного дня. Применение опиоидных анальгетиков и кетамина в стационаре одного дня ограничивается увеличением риска послеоперационной тошноты и рвоты, удлинением времени пробуждения. Комбинированное же использование местных анестетиков для инфильтрации раны и выполнения проводниковой анестезии позволяет сократить количество интраоперационно использованных наркотических анальгетиков, а также обеспечивает снижение боли в послеоперационном периоде. Оценка эффективности комбинированной анестезии у детей в условиях стационара одного дня и обусловила выполнение данного исследования.
Цель: оптимизация анестезиологического пособия у детей в условиях стационара одного дня путем комбинации регионарной и внутривенной анестезии.
Материалы и методы. В основную группу были включены 60 детей, которых разделили на 3 подгруппы в зависимости от проводимой операции и анестезии. В Iа подгруппу вошли 20 детей, у которых была операция circumcision. В Ib подгруппе было 20 детей с пупочными грыжами. Ic подгруппа состояла из 10 детей с паховой грыжей и 10 — с варикоцеле. Индукция осуществлялась внутривенным введением пропофола 1,5–2,5 мг/кг, фентанила 1–1,5 мкг/кг,
кетамина 0,25 мг/кг
В Ia подгруппе проводилась блокада N.dor–salispenis 0,5% наропином. В Ib подгруппе выполнялась инфильтрация околопупочной области 0,25% наропином, а в Ic подгруппе осуществлялась блокада подвздошно-пахового и подвздошно-подчревного нервов 0,375% наропином в сочетании с инфильтрацией места кожного разреза по типу «лимонной корки» 0,25% раствором наропина. При необходимости пациентам обеих групп интраоперационно подводились пропофол и фентанил. Контрольную группу составили 30 детей с тотальной внутривенной анестезией, которые также были распределены на 3 подгруппы с патологией, аналогичной основной группе.
В послеоперационном периоде оценивали уровень боли по ВАШ, а также частоту тошноты и рвоты. Оценка седативного эффекта проводилась по шкале Ramsay. Ретроспективно проводился подсчет используемого фентанила.
Результаты. У пациентов I группы потребность в дополнительном интраоперационном введении фентанила была достоверно ниже (p < 0,05), чем во II группе (при circumcision 0,3 ± 0,2 против 4,2 ± 0,9, при пупочных грыжах 1,5 ± 0,4 против 3,1 ± 0,7, в Іс подгруппе 1,6 ± 0,5 и 4,9 ± 1,1 соответственно).
Интенсивность боли по ВАШ через 2 часа после операции у пациентов Iс группы была в 2 раза ниже, чем в контрольной группе (2,8 ± 0,2 балла против 5,8 ± 1,2). Положительные эффекты регионарной анестезии на уровень боли отмечены при операциях по поводу пупочнойгрыжи (в 1,5 раза: 3,8 ± 0,2 балла против 5,6 ± 1,4) и circumcision (в 3,4 раза: 2,3 ± 0,3 балла против 7,8 ± 1,2) (p < 0,05). Обезболивание в I группе потребовалось ко 2-му часу наблюдения только 4 детям (6,7 %). В контрольной группе в послеоперационном периоде аналгезия потребовалась 100 % детей. К 6-му часу наблюдения болевой синдром характеризовался как умеренный в обеих группах (p > 0,05).
В I группе уровень седации через 2 и 6 часов наблюдения был соответственно в 1,4 и 1,2 раза менше, чем у детей II группы.
Синдром послеоперационной тошноты и рвоты в I группе был отмечен только у одного ребенка (1,6 %). В контрольной группе рвота отмечалась 3,3 % детей. К 6-му часу послеоперационного наблюдения все дети I группы были мобильны и готовы к выписке домой.
Выводы. Комбинирование внутривенной и регионарной анестезии является методом выбора при непродолжительных операциях у детей в условиях хирургического стационара одного дня.