Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 8 (581) 2016

Вернуться к номеру

Письма с заграничной больничной койки

Авторы: Борис Пухлик - профессор, Винницкий национальный медицинский университет имени Н.И. Пирогова, г. Винница, Украина

Разделы: От первого лица

Версия для печати

Статья опубликована на с. 28 (Мир)

 

Продолжение. Начало в № 11(544), 2015

Письмо 14. О дружбе

Тут я никто и зовут меня никак, хотя в Украине это было несколько иначе. Не говоря обо мне, который ищет спасения от болезни, для Израиля типично (и, на мой взгляд, неправильно) недооценивать специалистов, которые в странах исхода были весьма известны и еще могли бы неплохо послужить Израилю. Правда, и в Украине большой ценности для государства в отличие от политиков и чиновников не представляют собственные ученые, врачи, педагоги, артисты. Но сегодня не об этом, а о дружбе.
Дружбы нет или почти нет у животных, а вот у людей, на мой взгляд, это одно из главных чувств, которое должно цементировать человеческое общество. Я не говорю о неискренних порывах со знаменитыми криками «Юля!!!», о традиционных объятиях политиков с фигой в кармане, а хочу вспомнить о чисто человеческих отношениях, ибо у меня сейчас такое время и возраст, что нужно спешить вспоминать, и вспоминать прежде всего о людях.
Можно начать издавна, из тумана, который закрывает наше детство, и вспомнить, что, выйдя из дома со скромным куском хлеба со смальцем или маргарином, ты (и так делали все) как-то делил это добро между товарищами (называлось «дать роксы»). Нелишне, особенно сейчас, вспомнить маленького друга Митьку, который подорвался на оставшейся после Отечественной войны мине. Сколько взрослых и детей еще подорвется на таких «подарках войны» на Донбассе, трудно представить.
Еще до нынешнего приезда в Израиль я знал, что здесь проживают 4 моих одноклассников с самого 1-го класса, и это при нашем-то возрасте! Трое из 4 стараются поддерживать электронную связь, иногда встречаются лично, хотя это уже непросто. Когда пятнадцать лет назад, спасая дочь, мы ее вместе со старшей сестрой отправили в Израиль (был такой шанс), мои друзья, давно выехавшие в Израиль, которых я уже никогда не ожидал увидеть и которым поначалу очень непросто было самим выживать в Израиле (работали и в полях, подметали улицы, грузили, хотя все имели высшее образование), очень многое сделали для поддержки наших девочек. Они, естественно, не рассчитывали на какую-то благодарность с нашей стороны, даже не ожидали вообще когда-то увидеться (такие были тогда времена). Это и было проявление чисто человеческой дружбы.
Приехав впервые в Израиль к детям более 10 лет назад, моя жена с восторгом смотрела на огромные поля клубники (дело было зимой) и успокоилась, лишь когда ее попробовала: клубника была красивой, но почти безвкусной. Тогда же одноклассник Вовка (он приезжал ко мне на 65-летие, и его, возможно, вспомнят аллергологи) дал мне 100 долларов, хотя сам еще только-только начинал здесь свою врачебную деятельность и был, мягко говоря, не богат. Ну а в Украине я, профессор, получал тогда, кажется, меньше 10 долларов в месяц.
Есть ли проявления дружбы в украинском обществе? Среди простых людей, которых не испортили власть, слава и деньги, безусловно, да. И очень жаль, что по этому признаку мы «дрейфуем» к западной цивилизации, которая демонстрирует замкнутость внутри семьи, гораздо меньший интерес к делам других, хотя люди всегда с виду доброжелательны и улыбчивы. Сейчас в Украине уже не найдешь того большого двора, в котором бабушки на кострах варили варенье, а мы, пацаны, играли в футбол, оббирали чужие сады и пр. И очень жаль, потому что наш двор (уверен, как и большинство других) жил как одна большая семья. Сейчас у нас даже среди наделенных минимальной властью царит чинопочитание, неискренность и карьеризм. Руководителям снизу доверху требуется не инициатива, интеллект, кругозор, нет, только абсолютная преданность, безусловное повиновение, финансовое содействие. Помните высказывание Уинстона Черчилля: «Есть политики, то есть те, кто стремится выиграть будущие выборы, а есть государственные деятели, которые заботятся о стране»? Есть ли какие-то исключения, вспомнит ли кто-то за последние 10–15 лет действительно патриота и государственного деятеля? Вряд ли, хотя можно бесконечно приводить примеры назначения на «хлебные» должности начальственных соседей, одноклассников, родичей и т.п. Есть ли такое в Израиле? Не исключаю, хотя тут для получения серьезной должности кандидаты проходят через очень мелкоячеистое сито.
Из тех, кто сейчас рядом со мной в Израиле, один 48 лет назад на нашу свадьбу примчался из Ленинграда, другой — из Казахстана. В таком ли они жили достатке в то время или рассчитывали, что я (тогда «приймак») смогу их достойно принять и угостить? Хорошо помню, как один из моих еще школьных друзей Игорь (ныне, к сожалению, покойный), который в школе врал через слово, приехал к нам в гости где-то в 80-х годах прошлого столетия и рассказывал, как его (а был уже подполковником, ракетчиком) в египетско-израильскую войну сильно контузило. Мы, естественно, вспомнили о его прошлом качестве привирать и не поверили, а напрасно. В 1973 году такая война действительно была, в Израиле ее назвали войной Судного дня, и его туда советская власть в составе ограниченного контингента действительно посылала. Связано это было с тем, что египетские и сирийские войска внезапно напали на Израиль во время иудейского праздника Йом-Киппур. Для Израиля такое нападение было неожиданным, но в итоге все закончилось плачевно как для Египта, так и особенно для Сирии, которая потеряла ряд территорий. В то время в Израиле, думаю, населения было не более 4 млн человек, а в арабской коалиции — свыше 100 млн, да еще и СССР крепко помогал арабам. Страшно даже представить себе, что было бы с Израилем, если бы между арабами разных арабских же стран существовала дружба! И по сей день ее нет, в силу разных религиозных, нефтяных, экономических и прочих интересов. Я даже помню анекдот тех времен (любителям футбола легче его понять): кто является лучшим нападающим? Ответ: Мунтян, Поркуян и Моше Даян (последний — министр обороны Израиля). Фамилия Гелетей тут и не рифмуется, и вовсе не к месту, не так ли?
Помню, как в Житомире в период моей учебы в школе было много вьетнамцев: их учили летать на сверхзвуковых самолетах (около Житомира был и есть военный аэродром). А они, бедные, были бессильными, щуплыми, маленькими и почти не переносили физических перегрузок. В те времена СССР (а теперь Россия) понимал, что «дружить» можно только против кого-то.
Вот, учитывая этот теперь хрестоматийный пример арабско-израильских войн, и подумаем, правильно ли поступила Украина, без единого выстрела отдав Крым, ведя никому не понятную «стоячую» войну на Донбассе? Я не хочу быть понятым превратно и бросить тень на защитников Украины — солдат и офицеров, на волонтеров, которые одели, обули и, в определенной мере, вооружили украинскую армию. Я абсолютно против нового кровопролития. Но я просто не понимаю логики вот такой необъявленной войны, с постоянными обстрелами и похоронами, мародерством, «прозрачными» блок-постами и пр. Может, пример Израиля чему-то должен был научить украинское руководство?
Ну и, продолжая разговор о «большой» дружбе между народами, нельзя не сказать о необъявленной войне России против Украины. И это те народы и внуки тех солдат, которые сообща уничтожили фашизм. Во что и в кого можно после этого верить? Лично я не больше верю и европейским государствам, ведь в свое время они «сдали» Гитлеру Польшу, Судеты, решив, что подобным образом откупятся и не пустят фашистов к себе на порог. И чего добились? Все оказались под немецким сапогом. Вот и теперь вовсю раздаются голоса серьезных людей из Франции, Германии, Голландии и других европейских стран, что пора-де снимать санкции с России, ибо страдает экономика европейских стран. А Голландия вообще, по сути, поставила шлагбаум Украине даже на пути к ассоциации с Европой (пожалеем о Януковиче с Азаровым?). Пан Ги Мун (генсек ООН) в недавнем докладе и не вспомнил об агрессии России, как об этом внезапно «забыли» в ПАСЕ и уже хотят вернуть Россию в эту авторитетную в Европе организацию. Поэтому не складываются у нас отношения ни со старыми «дружбанами» еще по октябрьской революции, ни с новыми, которые не понимают, что, если не остановить Россию в Украине, она пойдет в Европу.
И тут же вернусь к Израилю, напомнив, что еврейское лобби в США постоянно поддерживает Израиль на всех межгосударственных уровнях, ибо антисемитизм, к сожалению, никуда не исчез, евреев как не любили, так и не любят, и опасность для Израиля исходит не только от Хамаса, Сирии и Ирана. То есть «евреи всех стран» таки объединяются, чего никак не скажешь, например, о славянах. Посмотрите, начав с 500–800 тыс. жителей после Второй мировой войны, Израиль принял к себе, используя закон «О праве на возвращение», массу людей из разных стран, с разным цветом кожи, разными традициями, и теперь его население составляет свыше 8 млн жителей, а бюджет во много раз больше бюджета Украины. И это при том, что число малых и больших войн за последние 50 лет, которые вынужден был вести, обороняясь, Израиль, доходит до десятка. Нет здесь такого, как у нас, когда война не война, парламентские фракции готовы удушить друг друга (серпентарий единомышленников), а президенты и правительства абсолютно справедливо уличают «попередников» в воровстве. Хоть здесь и Святая земля, но люди далеко не все святые, однако когда государству грозит опасность, все моментально объединяются и распри заканчиваются. Когда мы доживем до такого?
И поверьте, я сейчас выступаю не в роли стороннего наблюдателя, а как человек, который может, пребывая в Израиле на лечении, попасть под удары хамасовских ракет. Но это, так сказать, опция, вероятность. А вернувшись в Украину, я точно умру, ибо буду не в состоянии купить необходимые мне для лечения препараты, хотя, наверное, за жизнь заработал право считаться представителем хотя бы среднего класса и мог бы претендовать на защиту государства. Понятно, что буду жить здесь, так как вероятность пожить на этом свете, пребывая в Израиле, все же гораздо больше. И это потому, что Израиль «крепче дружит» со своими гражданами и даже с такими, как я, нежели Украина со своими. А ведь Израиль от меня не имел и вряд ли будет иметь какую-либо пользу, тогда как в Украине я принял и проконсультировал свыше миллиона больных, обучил десятки тысяч студентов и врачей, написал сотни статей и книг, сделал десятки изобретений и пр. Наверное, чего-то я за жизнь все же заслужил, но когда пришла мне очередь помочь, пришлось искать ее за рубежом. И дело вовсе не во мне, а в отношении государства ко всем своим гражданам и в той разнице между Родиной и государством, которую не все, особенно с «нимбом» вокруг головы, понимают.
И еще один важный момент: об избирательности «дружбы» в Украине. Во-первых, за 24 года независимости Украины (я далеко не согласен с тем, что мы независимы) у нас сформировалась так называемая псевдоэлита, в которую вошли президенты, депутаты, олигархи, высшие чиновники, прокуроры, судьи и т.п. Они постоянно вместе собираются для разных празднеств, женят и крестят детей, только их приглашают на всевозможные ток-шоу, для них всегда есть место в бумажных и электронных изданиях. Может, вы знаете какую-либо хорошую познавательную передачу на любом из телеканалов по медицине, педагогике, науке, искусству? Может, за 2 года войны кто-то написал хорошую песню о войне на Донбассе, и как подобные песни поддерживали бойцов в Отечественную? Ничего подобного, все давно исчезло, «вещают» только депутаты, высшие чиновники или очень богатые люди, и ни о чем, кроме политики. Они «дружат» так крепко, что в их круг никогда не пробьется человек без миллионов в кармане и коррупционного прошлого. Поэтому, если кто-то рассчитывает на какие-то радикальные изменения в Украине, то зря, ни эта «элита», ни переизбранная ничего менять не будет. Им это не нужно, и они будут очень «дружно» это защищать.
Отсюда много и других бед: как воспитать в таких условиях нормального человека с правильной гражданской и житейской позицией? Как победить в войне без современного вооружения? Как удержать в стране прогрессивных людей, особенно ученых, врачей, инженеров, IТ-шников? Даже в России наука еще не умерла, скажем, тут собираются телепортировать материю, не говоря уже о серьезных научных подвижках в большом количестве развитых стран. А в какой яме находимся мы и как из нее выбраться без науки, рационального здравоохранения, современной средней и высшей школы? Смогут ли это организовать вышеуказанные «друзья»? Не ощущаете ли вы, что в Украине давно наступила эра двоечников? Нужны ли мы с такими «друзьями» в Европе?
Продолжение следует


Вернуться к номеру