Введение
Актуальность психоэмоционального нагрузочного тестирования (ПЭНТ) в кардиологической клинической практике связана с возможностью изу–чения реакции сердечно-сосудистой системы на данную нагрузку, поскольку характер этой реакции дает возможность выявления ранних функциональных гемодинамических нарушений, в том числе чреватых развитием артериальной гипертензии (АГ) [1–3]. Применение ПЭНТ в кардиологии основано на том, что задание вызывает у пациента психоэмоциональное напряжение, сопровождающееся колебаниями артериального давления (АД) и пульса, которые анализируются врачом. Клинические исследования с использованием ПЭНТ показали, что пациенты с гиперреактивностью сердечно-сосудистой системы, выражающейся в чрезмерном приросте и медленном снижении АД в стрессовой ситуации, в пятилетней и более отдаленной перспективе подвержены большему риску развития АГ по сравнению с лицами, имеющими нормальную реактивность (с умеренным приростом АД при психоэмоциональном стрессе и последующим снижением) [3].
В клинической практике для исследования гемодинамических реакций на психоэмоциональную нагрузку практикуется ряд тестов: интервьюирование или моделирование экзамена [3, 4], устный счет [5], тесты с применением таблиц и/или компьютерного оборудования [6], создание игровой ситуации с применением компьютеров (информационная проба [2, 7]), тест Струпа [8], тест «7 ± 2» [9] и др. В этих исследованиях анализу подлежат результаты измерения АД — систолического (САД) и диастолического (ДАД) и иногда — частота сердечных сокращений или электрокардиограмма, которые определяются до и после выполнения задания.
Оценка результатов большинства ПЭНТ состоит в анализе величины и скорости прироста АД пациента во время выполнения стандартизированного задания и определения величины и скорости снижения АД во время последующего отдыха относительно исходного уровня АД. Например, протокол теста «7 ± 2», разработанного на кафедре поликлинической терапии Белорусского государственного медицинского университета с целью ранней диагностики патологической реактивности сердечно-сосудистой системы у лиц молодого возраста, заключается в предъявлении пациенту зрительной информации в виде простых графических элементов для запоминания и последующего воспроизведения [9]. Название теста происходит из известных особенностей работы кратковременной оперативной памяти человека: испытуемый сможет запомнить и воспроизвести не более 7 ± 2 автофигуры из предлагаемых 10. При этом задание вызывает у пациента психоэмоциональное напряжение, которое сопровождается изменением АД. При выполнении теста измеряется исходное АД, во время пробы на 1, 3, 5-й минутах, а также после нагрузки на 1, 3, 5-й минутах отдыха. Аналогичным образом проводится контроль АД при тестировании с помощью информационной пробы, состоящей в моделировании психоэмоциональной нагрузки с помощью компьютерной игровой ситуации с перехватом подвижной метки (игра «теннис») [2, 7], или теста Струпа, когда испытуемому предлагаются к прочтению слова, цвет шрифта написания которых не совпадает с цветом, обозначаемым словом [8].
При традиционном ручном анализе результатов нагрузочного тестирования оцениваются величина и скорость прироста АД пациента во время выполнения стандартизированного задания и определяются величина и скорость снижения АД во время последующего отдыха. В результате анализа выделяют 3 варианта функциональной реактивности кровообращения по следующим критериям [2, 7]:
1. Незначительный и быстрый подъем АД при нагрузке (менее 15 мм рт.ст. для систолического и менее 10 мм рт.ст. для диастолического АД) с возвратом АД к исходным значениям (нормальная гемодинамическая реакция).
2. Умеренный (15–20/10–15 мм рт.ст.) и быстрый подъем АД с возвратом к исходным значениям (гиперреактивный тип гемодинамической реакции).
3. Запаздывающий и/или большой подъем АД (более 20/15 мм рт.ст.) с отсутствием снижения АД во время отдыха (гипертоническая реакция, наиболее характерная для пациентов с АГ).
Следует отметить, что в некоторых исследованиях для определения патологических реакций задаются более высокие пороговые значения прироста АД — 35/21 мм рт.ст. [3].
Ручной анализ результатов тестирования хоть и несложен, но трудоемок и нередко грешит субъективизмом, вытекающим из несколько размытых формулировок критериев отнесения реактивности сердечно-сосудистой системы к одному из трех вариантов, описанных выше. Вместе с тем современный уровень развития компьютерной техники и информационных технологий открывают новые возможности в различных областях деятельности человека, включая клиническую медицину. В частности, алгоритмы интеллектуального анализа данных (Data Mining) могут найти успешное применение в сфере диагностики и дифференциальной диагностики, прогнозирования, подбора индивидуализированного лечения и других [10, 11]. Одним из таких алгоритмов является Classification and Regression Tree («дерево классификации и регрессии», или «дерево решений» — ДР). ДР — достаточно популярный инструмент анализа из-за простоты применения и технологии принятия решения. Для описания свойств и классификации изучаемого объекта требуется ответить на ряд вопросов, образующих узлы ДР, начиная с его «корня». Переход к узлам следующего уровня происходит последовательно в зависимости от ответа «да» или «нет» на поставленные вопросы. Такой алгоритм может быть весьма перспективен для анализа результатов ПЭНТ с целью раннего выявления АГ, в процессе которого регистрируется динамика АД на нагрузку (прирост) и при отдыхе (возврат к исходному уровню).
Цель исследования состояла в создании с помощью алгоритма ДР компьютерной модели для оценки реактивности кровообращения на основе последовательных величин АД, получаемых при выполнении пациентом психоэмоциональной нагрузочной пробы.
Материал и методы
Для построения классификационной модели на основе ДР в качестве базы данных использованы величины АД, полученные при ПЭНТ с помощью теста «7 ± 2» у 157 практически здоровых молодых людей (группа 1) и у 45 пациентов с впервые диагностированной АГ 1–2-й степени до начала лечения (группа 2). Средний возраст пациентов в группах составил 23,8 ± 0,3 и 28,4 ± 0,6 года соответственно. В процессе тестирования проводились измерения АД: исходно (до выполнения задания); на 1, 3, 5-й минутах нагрузки; на 1, 3 и 5-й минутах отдыха после ее прекращения. Таким образом, у каждого пациента был получен временной ряд величин АД, состоящий из 7 пар САД и ДАД, включая их исходные величины. Далее для анализа результатов применялся компьютерный алгоритм ДР.
Учитывая недостаточно жесткие критерии прироста величин АД между незначительным и умеренным при традиционном ручном анализе результатов тестирования, для использования ДР было взято усредненное граничное значение прироста на нагрузку: 16/12 мм рт.ст. Критерий большого подъе–ма АД оставлен прежним — более 20/15 мм рт.ст. Учитывались максимальные цифры из трех, полученных при нагрузке. В качестве критерия невозврата АД к исходным величинам взято сохранение повышения САД/ДАД на 5 мм рт.ст. и более на 5-й минуте отдыха.
В наиболее простом виде ДР, как отмечено выше, — это набор правил в иерархической структуре, в основе которой лежат ответы «да» или «нет» на ряд вопросов, по которым осуществляется классификация образца (в данном случае — отнесение полученного ряда величин АД пациента к тому или иному состоянию гемодинамической реактивности). Структура дерева — совокупность отходящих от узлов «веток», которые представляют собой набор признаков (атрибутов), по которым различаются объекты классификации, и «листьев», определяющих значения целевой функции. Набором атрибутов в нашем случае являлся ряд из 7 пар последовательных величин АД (согласно протоколу тестирования), а значениями целевой функции — классы функциональной реактивности кровообращения пациентов. Оптимизация дерева в ДР происходит при использовании статистического критерия, оценивающего расстояние между классами функциональной реактивности крово–обращения. Для этого из общей группы наблюдения автоматически неоднократно производится формирование обучающей и контрольной выборок в соотношении 75 % (обучающая) и 25 % (контрольная) до достижения лучших результатов классификации (диагностики).
После построения классификационной модели функциональной реактивности кровообращения на основе ДР проводилась проверка качества классификации путем сравнения результатов автоматического анализа с результатами анализа, проведенного вручную двумя медицинскими экспертами.
Результаты и обсуждение
Первым узлом ДР является определение АД до начала нагрузки. Исходно повышенное АД (САД > 140 мм рт.ст. и/или ДАД > 90 мм рт.ст.) имели 31 из 45 пациентов с АГ и 4 — из 157 здоровых лиц.
Переход к «ветвям» дерева сопровождался следующими условиями, налагаемыми на показатели АД во время выполнения психоэмоциональной нагрузки на 1, 3 и 5-й минутах с вариантами ответов «да» или «нет»: незначительный подъем АД (менее 16/12 мм рт.ст. для САД и ДАД соответственно); в случае отрицательного ответа следующей «ветвью» ДР был вопрос о величине подъема, превышающей 16/12 мм рт.ст. для САД и ДАД: значительный подъем АД (САД/ДАД боле 20/15 мм рт.ст. для САД/ДАД) — «да» или «нет».
Дальнейший переход по «ветвям» дерева определяется следующим требованием к показателям АД во время отдыха: возврат АД к исходному значению — «да» или «нет» (отсутствие возврата: превышение исходных величин на 5 мм рт.ст. и более).
Таким образом происходит определение известных реакций на ПЭНТ: нормальная, гиперреактивная и гипертензивная.
Кроме того, на первом этапе рассматривалось такое условие, как атипичный прирост АД (отсутствие прироста или уменьшение САД и незначительный прирост ДАД во время нагрузки), поскольку такой феномен наблюдался у нескольких испытуемых.
Количество пациентов с чрезмерным (патологическим) приростом АД (по максимальной из величин САД/ДАД на 1, 3 и 5-й минутах нагрузки) и неадекватным восстановлением АД приведено в табл. 1.
В результате прохождения по дереву проводится классификация, которая позволила нам разделить пациентов на пять классов (типов) функциональной реактивности кровообращения (рис. 1). Три из них — это описанные выше известные типы реакции (нормальная, гиперреактивная и гипертензивная), а два — впервые предложенные, которые были выделены при оптимизации размеров дерева с целью уменьшения ошибки классификации.
Так, пациенты с нормальной реакцией АД на стресс, но с гипертензивной релаксацией (то есть с сохранением повышенного АД во время отдыха ≥ 5 мм рт.ст. от исходного) составили 4-й класс, а пациенты с атипичным откликом на стресс (отсутствие подъема АД) — 5-й. Клиническое значение этих классов требует дальнейшего изучения, поскольку они могут оказаться проявлением плохой адаптации к нагрузочному стрессу (например, дисфункция вегетативной нервной системы). В любом случае, целесообразно проспективное наблюдение таких пациентов и, возможно, их дообследование.
Поскольку при повышенном приросте АД, как умеренном, так и значительном, отнесение пациента к гипертензивному или гиперреактивному типу реакции определяется главным образом динамикой возврата АД к исходному уровню, в окончательном варианте алгоритма высокий прирост (≥ 20/15 мм рт.ст.) отдельно не выделялся.
Итоговая классификация функциональной реактивности сердечно-сосудистой системы пациентов групп наблюдения с применением компьютерного анализа на основе ДР представлена в табл. 2.
Группы 1 и 2 с высокой статистической значимостью закономерно различались распространенностью классов 1 и 3 (нормальная и гипертензивная реакции на нагрузку соответственно). По другим типам реакций значимых различий между группами не было. Среди здоровых лиц преобладала нормальная реакция (класс 1), а среди лиц с АГ — примерно поровну классы 1, 2 и 3.
Качество классификации проверялось точностью распознавания путем сравнения результатов автоматического анализа (с помощью ДР) с результатами анализа результатов тестирования, проведенного вручную двумя медицинскими экспертами — вначале независимо, а затем при совместном обсуждении, но в неведении результатов компьютерной классификации. Эксперты диагностировали 3 известных типа функциональной реактивности кровообращения.
При независимом экспертном анализе были выявлены расхождения мнений экспертов при отнесении реакции ко 2-му или 3-му типу (6 пациентов) и к 1-му или 2-му типу (5 пациентов). При последующем совместном обсуждении экспертами результатов ПЭНТ и детальном анализе расхождений установлено, что они обусловлены рядом обстоятельств: произвольной трактовкой приростов САД или ДАД в одном из 7 измерений (в пределах ±1–2 мм рт.ст.) ввиду отсутствия установленных референтных интервалов для приростов АД; оценкой снижения АД при отдыхе (в традиционных критериях четко не оговорены пределы допустимого превышения исходных величин АД на этом этапе ПЭНТ); техническими ошибками, практически неизбежными при работе с большим количеством цифр. Оба эксперта отметили затруднения при классификации пациентов с гипертензивной релаксацией при нормальной динамике АД на нагрузку (класс 4 по ДР) и при отсутствии реакции АД на нагрузку (класс 5). Выявленные проблемные моменты при ручном анализе результатов ПЭНТ, особенно при работе с большими массивами данных, подтверждают актуальность разработки унифицированного компьютерного алгоритма анализа и распознавания типов реакций (классов).
По каждому случаю экспертных расхождений выработана согласованная позиция экспертов, после чего проведено сопоставление результатов экспертного и компьютерного анализов. Совпадение ручного и автоматического распознавания 3 известных классов реакции составило 98,5 % (199 чел.). Расхождения имелись у 3 пациентов 1-й группы: один, имевший прирост АД на 1-й мин, — 16/12 мм рт.ст. при нагрузке и –2/0 мм рт.ст. от исходного при релаксации, был отнесен экспертами ко 2-му классу (гиперреактивность), а ДР — к 1-му классу (норма); двое — в 3-му классу (гипертензивная реакция), а ДР — ко 2-му классу. Эти лица имели высокий прирост АД в ответ на нагрузку — 23–22/15–16 мм рт.ст., в релаксации — 5/0 мм рт.ст. и 0/5 мм рт.ст. Таким образом, во всех трех случаях расхождений речь идет о пограничных классах.
Из лиц с исходно повышенным АД в 1-й группе по одному пациенту отнесены к 1-му и 2-му классам, 2 пациента — к 5-му классу (кстати, это оказалось значимо больше, чем в остальных классах, р < 0,05). Во 2-й группе наибольшее число пациентов (14 чел.) с исходно повышенным АД попали в 1-й класс, 6 чел. — во 2-й класс, 8 чел. — в 3-й класс и 3 чел. — в 4-й класс.
В группе здоровых лиц между 1-м классом (нормальная реакция) и другими классами выявлены следующие статистически значимые различия величин АД (хотя и в пределах принятой нормы):
— во 2-м классе (гиперреактивная реакция) — более высокие значения САД и ДАД на всех ступенях нагрузки и на 1-й минуте отдыха (р < 0,05);
— в 3-м классе (гипертензивная реакция) — более высокие значения САД и ДАД на всех минутах тестирования, включая отдых (р < 0,05);
— в 4-м классе (гипертензивная релаксация) — более высокие значения САД и ДАД на 3-й и 5-й минутах нагрузки и на всем протяжении отдыха (р < 0,05);
— в 5-м классе (атипичная реакция) — снижение ДАД на 1-й и 5-й минутах отдыха при значительно большем приросте ДАД на 3-й минуте нагрузки — 3,2 ± 3,7 и 9,7 ± 3,2 мм рт.ст. в 1-м и 5-м классах соответственно (р < 0,05).
Отмеченные особенности 4-го и 5-го классов демонстрируют, что они занимают промежуточное положение между нормальной и патологическими классами реакций и дают основание предполагать не совсем адекватную адаптацию сердечно-сосудистой системы к психоэмоциональной нагрузке у таких лиц.
Заключение
В результате применения алгоритма ДР был получен простой для понимания диагностический классификатор для оценки реактивности сердечно-сосудистой системы при психоэмоциональном нагрузочном тестировании. Классификатор представляет собой компьютерную программу, на вход которой подаются величины АД пациента, полученные при тестировании согласно протоколу (7 измерений — 7 пар САД/ДАД), на выходе выдается диагноз функциональной реактивности кровообращения в виде одного из пяти типов (классов) реакции на психоэмоциональный стресс, включая три известные реакции — нормальную, гиперреактивную и гипертензивную, а также две дополнительные — нормальную реакцию на стресс с гипертензивной релаксацией и атипичную реакцию. Критерии отнесения к одному из классов независимо от исходных величин АД следующие:
— 1-й класс (нормальная реакция): прирост САД/ДАД в ответ на нагрузку менее 16/12 мм рт.ст. и нормальная релаксация — отсутствие или сохранение прироста САД/ДАД к исходному менее 5/5 мм рт.ст. на 5-й минуте отдыха;
— 2-й класс (гиперреактивная реакция): прирост САД/ДАД в ответ на нагрузку 16/12 мм рт.ст. и более с нормальной релаксацией;
— 3-й класс (гипертензивная реакция): прирост САД/ДАД в ответ на нагрузку более 16/12 мм рт.ст. с гипертензивной релаксацией — сохранение прироста САД/ДАД к исходному на 5/5 мм рт.ст. и более на 5-й минуте отдыха;
— 4-й класс (гипертензивная релаксация): нормальная реакция на стресс (прирост САД/ДАД в ответ на нагрузку менее 16/12 мм рт.ст.) и гипертензивная релаксация;
— 5-й класс (атипичная реакция): атипичная реакция на стресс — отсутствие или снижение АД в ответ на стресс с нормальной или гипертензивной релаксацией.
Впервые предложенные типы реакций на ПЭНТ (гипертензивная релаксация и атипичная реакция) нуждаются в клинической интерпретации и дальнейших исследованиях. В первую очередь это требует проспективного наблюдения и исследования адаптационных систем пациентов с такими реакциями.
Проведенное исследование показало, что экспертная оценка результатов ПЭНТ, особенно при одновременной обработке больших массивов данных (больших групп пациентов), сопряжена с вероятностью отдельных расхождений в интерпретациях разными экспертами типов реакций между нормальной и гиперреактивной и между гиперреактивной и гипертензивной. Это обусловлено недостаточно четкими традиционными оценочными критериями с отсутствием референтных интервалов по каждому из параметров. Использование классификатора позволяет объективизировать диагностику регуляторных нарушений гемодинамики, значительно упрощает процесс анализа и сокращает затраты времени врача при высоком качестве диагностики: совпадение с согласованной экспертной оценкой — 98,5 %.
Классификатор на основе ДР пригоден для анализа результатов различных психоэмоциональных нагрузочных тестов с протоколами выполнения, идентичными использованному в настоящем исследовании.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии какого-либо конфликта интересов при подготовке данной статьи.