Газета «Новости медицины и фармации» 3(234) 2008
Вернуться к номеру
Опыт использования препарата Спазмобрю (скополамина бутилбромид) с целью координации родовой деятельности
Авторы: Л.М. КУНОВСКАЯ, О.Я. ГОДЫШ, Львовский областной государственный перинатальный центр, Львовский национальный медицинский университет имени Данила Галицкого
Рубрики: Акушерство и гинекология
Разделы: Справочник специалиста
Версия для печати
Готовность организма к родам определяется наличием родовой доминанты и биологическим созреванием нервно-мышечного аппарата матки.
К концу беременности у женщин:
— повышается синтез биологически активных веществ — окситоцина, серотонина, простагландинов, ацетилхолина, кининов, катехоламинов;
— снижается порог чувствительности к этим веществам;
— увеличивается секреция эстрогенов;
— снижается содержание прогестерона и создаются предпосылки для развития родовой доминанты.
В коре головного мозга доминируют процессы торможения, в отделах спинного мозга возникают процессы возбуждения.
Увеличение синтеза эстрогенов способствует превращению арахидоновой кислоты в простагландины, которые имеют важнейшее значение в разрешении родовой деятельности. В миометрии происходят значительные биохимические изменения, которые способствуют осуществлению морфофункциональных клеточных изменений в миометрии и в шейке матки.
Для исхода родов важнейшее значение имеют:
— соматическое здоровье матери и отца;
— степень подготовки шейки матки;
— особенности протекания беременности, изменение течения экстрагенитальной патологии;
— анатомическое строение таза;
— размеры плода;
— характер родовой деятельности.
Начало родов знаменуется появлением регулярных схваток, приводящим к структурным изменениям шейки матки:
— укорочению шейки матки;
— сглаживанию;
— раскрытию.
Оценка эффективности родовой деятельности проводится на основании:
— оценки схватки — временный промежуток (через сколько минут, сколько секунд, какой силы, какой болезненности) и последовательность (сильнее всего сокращается дно матки, затем — тело матки, и самой маленькой сократительной способностью обладает нижний сегмент). Данная последовательность возбуждения носит название тройного нисходящего градиента. Нарушение тройного нисходящего градиента приводит к дискоординированным схваткам (раскрытие маточного зева не совершается из-за неправильной последовательности сокращения отделов матки) ;
— скорости (определяется состоянием шейки матки перед родами и через 3–4 часа после введения утеротоников);
— продвижения плода по родовому каналу (начинается при раскрытии маточного зева от 8 см) и положения предлежащей части матки (при физиологическом течении родов она должна находиться на тазовом дне при полном раскрытии маточного зева).
Подготовка шейки матки к родам во многом определяется активностью родовой деятельности.
Профилактика разрыва шейки матки должна начинаться еще во время беременности. Если в 38 недель определяется незрелая шейка матки, то необходимо проводить ее медикаментозную подготовку. С этой целью применяются:
— эстрогены (таблетированные или парентерально);
— введение спазмолитиков, начиная с 38-й недели, по 1 табл. 2 раза в сутки;
— введение в условиях стационара в свод или цервикальный канал различных гелей, содержащих простагландины;
— бета-адреномиметики.
Особенно острой проблемой, возникающей у практикующих акушеров, является проблема патологического прелиминарного периода.
Патологический прелиминарный период (ППП) характеризуется наличием нерегулярных схваток, часто очень болезненных, не приводящих к структурным изменениям шейки матки. Эти схватки приводят к утомлению роженицы, хронической внутриутробной гипоксии плода. Тактика медикаментозной терапии при ППП заключается принципиально в следующем: необходимо минимизировать схватки, так как они носят дискоординированный характер, при котором не налажен тройной нисходящий градиент. Имеет место повышенный базальный тонус матки и тонус нижнего сегмента, препятствующий сглаживанию и раскрытию шейки матки. В комплекс лечебных мероприятий при ППП входят: снятие болевого синдрома и патологического возбуждения матки (применение седативных препаратов (седуксена), анальгетиков (промедола), предоставление медикаментозного сна (промедол, оксибутират натрия). Очень важным является внутривенное введение бета-адреномиметиков. Если же применяемые средства снимают симптомы ППП, в дальнейшем развивается регулярная родовая деятельность и роды проходят в обычном темпе. Если же мы не справляемся с ППП, вопрос ведения родов достаточно часто решается в пользу кесарева сечения, поскольку при повышенной возбудимости матки применение утеротоников не приводит к положительным результатам, а усугубляет внутриутробную гипоксию плода.
До недавнего времени к маточным средствам, используемым в потужном периоде, относили преимущественно средства, повышающие тонус и усиливающие сократительную активность миометрия (препараты спорыньи, окситоцин и др.). При необходимости понижения сократительной активности и тонуса матки применяли седативные средства и/или средства для наркоза (закись азота, эфир, фторотан и др.), спазмолитики и холинолитики.
С целью уменьшения сократительной активности матки (главным образом при угрозе преждевременных родов) применяют группу лекарственных средств нейротропного и миотропного действия (седативные средства, холинолитики, спазмолитики и др.). К препаратам, влияющим на сократительную функцию матки, относятся средства из группы токолитиков (от tocus — роды), главным образом препараты из группы β-адреностимуляторов (партусистен, фенотерол, сульбупарт, ритодрин и др.).
Основанием для их применения послужили результаты многолетних исследований по изучению роли адренорецепторов в регуляции сократительной деятельности матки и возможности регуляции этой деятельности веществами, стимулирующими или блокирующими α- и β-адренорецепторы. Установлено, что активиция α-адренорецепторов и блокада β-адренорецепторов приводят к усилению, а блокада α-адренорецепторов или стимуляция β-адренорецепторов — к торможению сократительной функции матки.
Тормозящее влияние на миометрий оказывают разные β-адреномиметики (изадрин, орципреналин, фенотерол, тербуталин и др.).
Существует большое количество схем подготовки шейки матки к родам, например сочетание бета-адреномиметиков с дексаметазоном (глюкокортикоиды имеют пусковое значение для развития родовой деятельности, а повышение кортизола в околоплодных водах происходит за счет надпочечников плода).
Алгоритм ведения родов включает обязательное использование в комплексе медикаментозной терапии координации родовой деятельности спазмолитических препаратов, особенно у рожениц из группы риска. Сегмент спазмолитических средств, особенно М-холинолитики, обеспечивает адекватное обезболивание и гарантирует правильную оценку родовой деятельности (отсутствие чрезмерной родостимуляции, своевременная ее отмена).
На этом этапе медикаментозного ведения родов нами было использовано комбинированное сочетание двух препаратов, влияющих на миометрий, а именно бета-адреномиметиков и спазмолитика из группы М-холинолитиков — Спазмобрю.
Спазмобрю (действующее вещество — гиосцина бутилбромид) оказывает избирательное спазмолитическое действие [4], обусловленное блокированием М-холинорецепторов гладких мышц органов брюшной полости [2, 3], вызывает снижение секреции пищеварительных, в том числе слюнных желез [5]. Препарат частично абсорбируется после перорального приема (8 %); системная биодоступность — менее 1 %. Несмотря на низкую концентрацию в сыворотке крови, достаточно высокая локальная концентрация скополамина бутилбромида и его метаболитов определяется в местах действия препарата — в пищеварительном тракте, в том числе печени и желчных путях, а также в почках и матке [6]. Скополамина бутилбромид слабо связывается с белками плазмы крови, не проникает сквозь ГЭБ. Период полувыведения из плазмы крови — 1–2 ч, из синовиальной жидкости — 3–6 ч. Метаболизируется печенью. Выводится с желчью и мочой, преимущественно в неизмененном виде.
Препарат достаточно хорошо себя показал в практике купирования болевого синдрома при альгодисменорее [1], спазме матки и маточных труб, гистеросальпингографии, в комплексной медикаментозной терапии при координации родовой деятельности.
Именно эти свойства препарата способствовали его широкому применению в акушерско-гинекологической практике.
Считаем уместным привести результаты наших наблюдений по ведению родов с использованием препарата Спазмобрю. Для получения достоверных данных в условиях Львовского областного государственного перинатального центра нами апробирована схема сочетанного применения бета-адреномиметиков (базовая медикаментозная терапия) и спазмолитика из группы М-холинолитиков — Спазмобрю. Общее количество рожениц, принявших участие в наблюдениях, — 52 женщины с клинически подтвержденными признаками патологического прелиминарного периода, разделенные методом «слепого» конверта на две условные группы. Первая группа (сравнения) — 14 женщин, медикаментозная терапия предвидела использование конвенционной базовой терапии. Вторая группа (основная) — 38 женщин, у которых с целью оптимизации и координации родовой деятельности схема базисной терапии была дополнена введением препарата Спазмобрю. Женщины обеих групп была сопоставимы как по гендерным характеристикам, так и по особенностям течения периода беремености. Возраст рожениц колебался в пределах 23–33 лет. В основной группе первородящих было 22 (58 %), вторые и третьи роды отмечались соответственно у 16 (42 %) пациенток. Доношенная беременность отмечена у 27 (71 %) женщин, у 11 (29 %) отмечались преждевременные роды (сроки беременности колебались от 37 недель (6; 54 %) до 39 недель (5; 46 %)). Спазмобрю (скополамина бутилбромид) применялся в комплексе медикаментозного ведения родов в дозе 40–60 мг путем внутривенного или внутримышечного введения препарата в зависимости от быстроты ожидаемого спазмолитического эффекта. С целью оптимизации схемы введения препарата проводилась клиническая оценка эффективности Спазмобрю в зависимости от способа введения. Нами были апробированы три метода: в/м по 20 мг (с интервалом 2 часа); в/в капельно по 20 мг на 400 мл 0,9% физраствора (интервал введения 2 часа); сочетанное введение 20 мг на 400 мл 0,9% физраствора в/в и 20 мг в/м. Динамика изменения состояния шейки матки (раскрытие маточного зева в см) в зависимости от пути введения препарата Спазмобрю отображена на рис. 1, 2.
Приведенные на рис. 1, 2 данные позволяют констатировать, что включение М-холинолитика в комплекс медикаментозной терапии способствовало контролируемому ведению родов как у первородящих, так и у повторнородящих женщин с ППП. Сочетанное в/м и в/в введение препарата Спазмобрю давало быстрый и более выраженный спазмолитический эффект в сравнении с введением препарата только в/в или в/м. Однозначно также следует указать, что достоверный клинический эффект в основной группе (базисная терапия + Спазмобрю) более выражен, чем в группе сравнения (базисная медикаментозная терапия). Отмечается также положительное влияние препарата на регуляцию сократительной деятельности матки. Предложенная схема (сочетанного внутривенного применения бета-адреномиметиков и комплексного (внутривенное и внутримышечное) М-холинолитика Спазмобрю) способствует физиологическому течению родов (скорость раскрытия маточного зева — 1–1,5 см в час для первородящих, 1,5–2,5 см для повторнородящих). Удовлетворительное ведение родов способствует нормализации (очередность и временные характеристики) схваток; предупреждает хроническую внутриутробную гипоксию плода — путем улучшения маточно-плацентарного кровообращения (не только за счет расслабления миометрия, но и благодаря расширению артериол и увеличению кровотока); адаптирует рожениц в потужном периоде.
Положительные эффекты от предложенной схемы медикаментозного ведения родов получены практически у большинства первородящих (21; 95,4 %) и у 3/4 повторнородящих женщин (8; 73 %). У двух женщин (5 %) сочетанное назначение скополамина бутилбромида и стимуляторов β-адренорецепторов вызвало умеренную (до 112 сердечных сокращений в минуту) тахикардию. Целесообразно также отметить, что у этих двух женщин отмечался повышенный психоэмоциональный фон, обусловленный чувством страха, как в предродовом, так и в потужном периоде.
Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
— раннее включение спазмолитиков (особенно М-холинолитиков) в комплекс ведения родов способствует их физиологическому течению;
— медикаментозное средство Спазмобрю выступает препаратом выбора у данной группы пациентов;
— сочетанное применение в потужном периоде бета-адреномиметиков и М-холинолитиков улучшает маточно-плацентарное кровообращение, предупреждает хроническую внутриутробную гипоксию плода;
— подготовку шейки матки к родам следует проводить, начиная с 38 недель беременности (Спазмобрю по 10 мг 2 раза в сутки).
1. Федоренко Г.И., Якимович В.В., Куновская Л.М. Опыт использования бутилскополамина для купирования болевого синдрома при альгоменорее // Здоров'я України. — 2007. — № 2. — С. 56.
2. Ciccaglione A.F., Grossi L., Cappello G., Malatesta M.G., Ferri A., Toracchio S., Marzio L. Effect of hyoscine N-butylbromide on gastroesophageal reflux in normal subjects and patients with gastroesophageal reflux disease // Am. J. Gastroenterol. — 2001 Aug. — 96 (8). — 2306-11.
3. Dosda R., Marti-Bonmati L., Ronchera-Oms C.L., Molla E., Arana E. Effect of subcutaneous butylscopolamine administration in the reduction of peristaltic artifacts in 1.5-T MR fast abdominal examinations // Eur. Radiol. — 2003 Feb. — 13 (2). — 294-8. (Epub. — 2002 Jun. — 21).
4. Hiki N., Kurosaka H., Tatsutomi Y., Shimoyama S., Tsuji E., Kojima J., Shimizu N., Ono H., Hirooka T., Noguchi C., Mafune K., Kaminishi M. Peppermint oil reduces gastric spasm during upper endoscopy: a randomized, double-blind, double-dummy controlled trial // Gastrointest. Endosc. — 2003 Apr. — 57 (4). — 475-82.
5. Kobayashi T., Sugimura M., Tokunaga N., Naruse H., Nishiguchi T., Kanayama N., Terao T. Anticholinergics induce eclamptic seizures // Semin. Thromb. Hemost. — 2002 Dec. — 28 (6). — 511-4.
6. Santos A.R., Zmijanovich R., Perez Macri S., Marti M.L., Di Girolamo G. Antispasmodic/analgesic associations in primary dysmenorrhea double-blind crossover placebo-controlled clinical trial // Int. J. Clin. Pharmacol. Res. — 2001. — 21 (1). — 21-9.