Газета «Новости медицины и фармации» 4(235) 2008
Вернуться к номеру
Экологи не стоят на позиции запрета генетической инженерии, а добиваются прозрачности вопросов биобезопасности
Разделы: Новости
Версия для печати
Экологи не стоят на позиции запрета генетической инженерии, а добиваются прозрачности в обществе вопросов биобезопасности. Это подчеркнула первый заместитель председателя Всеукраинской экологической лиги (ВЭЛ) Татьяна Тимочко на пресс-конференции по результатам пленарной части Международной конференции на тему «Генетически модифицированные организмы: научные и практические аспекты, риски и законодательное урегулирование» с участием ученых Украины, России, США, Германии, представителей органов власти, общественных организаций.
Более 40 % пищевых продуктов в отечественной рознице содержит генно-модифицированные организмы (ГМО), и только сотая доля производителей предоставляет информацию о наличии таких организмов в составе продукции. Эксперт отметила, что некоторые отечественные производители пищевых продуктов принципиально не используют генно-модифицированные организмы. Это, как правило, экспортно-ориентированные предприятия. Большинство же продукции, содержащей ГМО, вообще никак не маркируется. Вместе с тем ее влияние на здоровье, заявила Т. Тимочко, уже доказано учеными США и стран Европы. Красноречивым доказательством, по ее словам, также являются свежие результаты исследования российских ученых.
Представитель Всеукраинской экологической лиги советует потребителям перед покупкой внимательно изучать состав продуктов питания, чтобы отсеять хотя бы тот незначительный процент продукции, содержащей ГМО, который можно определить по упаковке. «Необходимо внимательно изучать состав продукта, потому что есть некоторые отечественные производители, которые обозначают в перечне наличие ГМО — генно-модифицированного крахмала, генно-модифицированного соевого белка и т.д. Если потребитель нашел в составе продукта информацию о содержании ГМО, то можно не сомневаться — данный продукт покупать не следует», — считает она.
«На фоне грандиозных потерь биологического многообразия Украины, вызванных человеком, мы еще вносим компоненты, которые, бесспорно, изменят природное состояние экосистем. Никто не знает, как будут вести себя ГМО, высвобожденные в природную среду, — там они живут по своим законам», — подчеркнула Т. Тимочко.
Как отмечали участники конференции, в Украине обращение с трансгенами требует урегулирования, ведь, по мнению большинства, все решения по ГМО принимались не обдуманно.
В сентябре 2002 года Украина присоединилась к Картахенскому протоколу о биобезопасности — первому международному документу, регулирующему отношения между странами в сфере обращения с ГМО. Основной его принцип — осторожность при принятии всех решений относительно ГМО.
Этот шаг, считает доцент Хмельницкого университета управления и права Татьяна Виговская, должен был стимулировать перестройку национального законодательства в этой сфере, но до сих пор единственным нормативно-правовым актом по этому вопросу является постановление «Об утверждении «Временного порядка ввоза, государственного испытания, регистрации и использования трансгенных растений в Украине» девятилетней давности, которое, по мнению экологов, абсолютно неэффективно, потому что не регулирует разделение ответственности между основными министерствами и является морально устарелым.
Кроме упомянутого постановления, как отмечалось, почти 90 нормативных актов опосредованно касаются ГМО, как, например, Закон «О защите прав потребителей», гарантирующий доступ потребителя к полной информации о продукте.
Несанкционированное распространение генетически модифицированных организмов и содержащих их продуктов — это опасный эксперимент над населением и плодородными землями Украины, резюмируют эксперты ВЭЛ.
Кроме того, Украина намерена внедрить обязательную маркировку для продукции, содержащей ГМО, после того как будет создана эффективная система контроля. Создание такой системы Госпотребстандарт обещал анонсировать в ближайшее время.
Отметим, что генетически модифицированные организмы содержатся не только в ряде овощных культур, но и в колбасах, мясных консервах, пельменях, сыре, йогуртах, кашах, конфетах, шоколаде и т.д.