Продолжение. Начало в № 13, 2016
Сиделковский Алексей Леонович, директор клиники современной неврологии «Аксимед», кандидат медицинских наук, врач-невролог высшей категории |
/u/18-2.jpg)
Догузов Василий Дмитриевич, заведующий научно-методическим отделом Национального музея медицины Украины МЗ Украины, координатор EAMHMS по Центральной и Восточной Европе
|
Казанский университет
/u/16-1.jpg)
Славные традиции преподавания медицинских знаний в столице Татарстана берут свое начало в 1814 году. Весной этого года состоялось заседание совета врачебного отделения Казанского университета, основанного десятилетием ранее. Призванный готовить врачей не только для Поволжья, но и для региона Урала и Сибири, медицинский факультет вскоре приобрел заслуженную славу и стал донором кадров для новых учреждений. В 1837 году были открыты собственный анатомический театр и спустя три года — университетская клиника. Уже после революции, в 1930 году, медицинский факультет стал Казанским медицинским институтом, а с 1994 носит наименование «Казанский государственный медицинский университет». Преподавание нервных болезней началось в середине XIX века на кафедре частной патологии и терапии профессором Н. Виноградовым. Талантливый диагност, он также занимался вопросами инфекций в неврологической практике, определением локализации опухолей мозга. Отдельный курс нервных болезней начал читать в 1870 году приват-доцент А. Несчастливцев. С 1884 года лекции читал приглашенный из Москвы Д. Сколозубов. На следующий год курс психиатрии взял на себя В. Бехтерев, чей казанский период был весьма плодотворен. При профессоре Л. Даркшевиче и кафедра, и клиника нервных болезней в Казани стали широко известны в мире науки. Его сменил профессор А. Фаворский, специалист по симптоматологии опухолей мозга и инфекционным поражениям нервной системы. Направление нейрогистологии было усилено работами профессора И. Алуфа. С 1936 по 1967 год во главе кафедры неврологии стоял профессор Л. Омороков, изучавший эпилепсию, военные травмы в невро–логии, гистологические изменения при различных заболеваниях. Ученик Бехтерева, он передал эстафету казанской неврологической школы последующим –поколениям.
Ливерий Осипович Даркшевич (1858–1925)
/u/17-1.jpg)
На момент своего избрания экстраординарным профессором кафедры нервных болезней Казанского университета Ливерий Осипович Даркшевич был уже хорошо известен в научном мире. Сын военного врача, он закончил медицинский факультет Московского университета в 1882 году, после чего около четырех лет провел в Евро–пе, перенимая опыт у профессоров Теодора Мейнерта в Вене, Пауля Флексига в Лейпциге, Карла Вестфаля и Рудольфа Вирхова в Берлине. В Париже, в клинике Сальпетриер под руководством Шарко, Даркшевич работал вместе с Жюлем Дежерином в области нейроанатомии, результатом чего стали опубликованные совместные работы. Еще одна статья стала плодом сотрудничества с Зигмундом Фрейдом. Даркшевичу еще не было и тридцати, когда появилась его публикация о новом методе окрашивания микроскопических препаратов для исследования хода волокон в ЦНС.
Получив при поддержке профессоров Владимира Бехтерева и Алексея Кожевникова кафедру в Казани в 1892 году, Даркшевич принялся за реформирование вверенного ему участка работы. Была создана университетская клиника нервных болезней, лаборатория, написан целый ряд руководств по неврологии, в том числе первый в России «Курс нервных болезней», вышедший в виде трехтомника. Тематика исследований профессора в Казани включала в себя изучение артрогенных мышечных атрофий, миологии в целом, возвратного паралича глазодвигательного нерва, новаторское проведение нейрохирургических вмешательств при эпилепсии, борьбу с алкоголизмом. Под руководством ученого был создан авторитетный «Казанский медицинский журнал». Даркшевич был главой Казанского общества врачей и Казанского общества невропатологов и психиатров.
В 1917 году Ливерий Осипович переехал в Москву, продолжал готовить новые поколения врачей, участвовал в создании 3‑го Московского мединститута, работал вместе с Григорием Россолимо и Лазарем Минором и даже консультировал Владимира Ленина. В то же время в последние годы его профессиональный взгляд был обращен к нестандартной теме — изучению библейских текстов и героев с точки зрения невролога.
В 1889 году на немецком языке в «Архиве анатомии и физиологии»
выходит программная работа Ливерия Осиповича о ядре задней спайки головного мозга,
благодаря чему данная структура вошла в литературу под названием ядра Даркшевича.
Михаил Николаевич Жуковский (1868–1916)
/u/18-1.jpg)
Уроженец Казанской губернии, Михаил Жуковский был сыном купца. По окончании Императорской Казанской 1‑й гимназии поступил в университет здесь же, в Казани. Учился на естественном отделении физико-математического факультета. Получив диплом первой степени в 1891 году, сразу поступил на второй курс Императорской военно-медицинской академии и, как лекарь с отличием, остался по конкурсу при академии на три года для усовершенствования. Был учеником профессора Бехтерева. Уже на раннем этапе карьеры Жуковский опубликовал работы об анатомических связях лобных –долей, функции лобных долей, о влиянии солей лития на возбудимость мозговой коры и периферических нервов. Также его внимание привлекало изу–чение пато–логических изменений головного мозга при остром бреде, атрофическом склерозе.
В 1914 году Михаил Николаевич возглавил кафедру нервных болезней Военно-медицинской академии. Но, к сожалению, преждевременный уход из жизни сделал период его работы на этом посту совсем недолгим. Кроме вышеуказанных тем, он писал и о боковом амиотрофическом склерозе, санаторно-курортном лечении нервных болезней, климатологии и бальнеологии в целом.
Жуковский наиболее известен как открыватель названного по его имени стопного патологического рефлекса
(подошвенно-пальцевого сгибательного феномена), вошедшего в литера–туру под его именем.
Алексей Эрастович Янишевский (1873–1936)
/u/18-4.jpg)
С Казанским университетом была связана судьба как самого Алексея Янишевского, так и его отца, университетского профессора математики. Медицинский факультет Алексей Эрастович окончил в 1897 году с золотой медалью. Оставшись в ординатуре университетской психиатрической клиники под руководством проф. Н. Попова, Янишевский подготовил диссертацию на степень доктора медицины «О комиссуральных системах волокон мозговой коры (мозолистое тело, передняя спайка и Давидова лира)», которую успешно защитил в 1903 году. В качестве приват-доцента кафедры нервных и душевных болезней он продолжил работу в Одессе, в Новороссийском университете, в 1916 году став профессором этой же кафедры. Янишевский работал главным образом в области неврологической семиотики, лишь одна работа была анатомической направленности. В 1909 году ученый описал хватательный рефлекс, названный по его имени. Указав на связь рефлекса с поражениями лобной доли головного мозга, он отмечал и его сходство с рефлексом новорожденных.
В 1918 году вышел первый учебник профессора — «Симптоматология заболеваний нервной системы». В 1922 году Янишевский навсегда покидает родину и едет работать в Болгарию, где становится отцом-основателем неврологического направления в Софийском университете: создает кафедру и клинику нервных болезней. Здесь же был подготовлен его «Учебник по нервным болезням» и описан так называемый бульдожий рефлекс при поражениях задних отделов лобной доли.
Среди достижений одесского периода важным является открытие Янишев- ским в 1912 году
первого в Российской империи санатория для нервных и душевнобольных.
/u/00.jpg)
Первый Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова
/u/19-1.jpg)
Первый Московский медицинский институт имени И.М. Сеченова, старейший медицинский вуз в России, является правопреемником медицинского факультета Московского университета, хранителем лучших традиций прошлого и средоточием новейших технологий. В ходе реформы образования факультет был выделен из состава МГУ в 1930 году и получил наименование «Первый Московский медицинский институт».
В 1955 Первый Московский медицинский институт получил имя выдающегося физиолога И. М. Сеченова, учившегося и преподававшего в его стенах. В послевоенный период кафедрой неврологии (старейшей в России) и клиникой нервных болезней в институте заведовали такие именитые ученые, как Н. Гращенков, В. Михеев, П. Мельничук и Н. Яхно (по настоящее время). Воспитанниками и сотрудниками кафедры были в свое время также Е. Шмидт и Н. Верещагин — впоследствии директора Научно-исследовательского института неврологии АМН СССР.
В 1990 году институт стал Медицинской академией, а с 2010 года и поныне носит наименование «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова». Объединяющий в себе 14 факультетов со 160 кафедрами, клинические больницы и НИИ, а также десятки лабораторий, он является крупнейшим медицинским вузом России.
Большой популярностью пользуются Музей истории медицины, а также Центральная научная медицинская библиотека при университете, одна из наибольших в Европе.
/u/19-2.jpg)
Николай Нилович Бурденко (1876–1946)
/u/19-3.jpg)
Среди хирургов, представленных в нашей книге, Николай Нилович Бурденко занимает почетное место. Выдающийся военный хирург-организатор, нейро–-
хирург с колоссальным опытом, он уделял пристальное внимание проблемам неврологии, организации профильных институтов, постановке и решению целого комплекса задач, стоящих перед неврологами.
Еще на заре своего становления Николай Бурденко, студент-медик Юрьевского университета (ныне Тартуский университет, Эстония), добровольцем поехал на театр военных действий Русско-японской войны в качестве полкового санитара и операционного фельдшера. Обучение он продолжил после войны и уже через пять лет после окончания, в 1912 году, был избран профессором кафедры хирургии в alma mater. В Первую мировую Бурденко ратовал за оказание специализированной помощи раненым. В частности, ему удалось организовать госпитали в Жирардове, Вильно (Вильнюсе) и Риге для бойцов с ранениями головного мозга и наладить совместно с невропатологами, бактериологами, патологами и рентгенологами весь комплекс работы по нейротравмам, включая проработку теоретических аспектов.
Выдающийся нейрохирург А.И. Арутюнов в своей статье о Бурденко подчеркивал, что в его работе воплотились идеи –нервизма, присущие еще передовым умам XIX века.
Николай Нилович и круг его соратников занимались также вопросами шока, боли, опухолей и отека мозга, патологии внутричерепного давления, нарушения циркуляции цереброспинальной жидкости, водянки головного мозга, пластики корешков спинного мозга, лицевого нерва и твердой мозговой оболочки. Бурденко установил рефлексогенные зоны коры головного мозга, связанные с сердечно-сосудистой системой. Многочисленные труды академика Бурденко, обобщающие как мирный, так и военный опыт хирурга, его непререкаемый авторитет среди коллег и организаторский талант позволили ему быть избранным первым президентом Академии медицинских наук СССР и наметить пути развития медицины. Начиная с 1946 года его имя носит Главный военный клинический госпиталь в Москве.
/u/20-2.jpg)
/u/19-4.jpg)
Юрий Владимирович Каннабих (1872–1939)
/u/20-3.jpg)
Перу Каннабиха принадлежат как множество глубоких работ и исследований по психоанализу, психотерапии, пограничным состояниям, циклотимии, курортотерапии, так и популярный поныне труд «История психиатрии».
Уроженец Петербурга, Юрий Владимирович Каннабих получил уникальный сплав наук в Московском университете — после учебы на естественноисторическом отделении он окончил медицинский факультет (1899). На стажировку ординатор университетской терапевтической клиники отправился в Мюнхен и Гейдельберг (к Э. Крепелину). Начав работу в качестве психиатра в московском Центральном приемном покое для душевнобольных, Каннабих проявил себя как очень разносторонняя личность. До 1914 года ученый участвовал в издании журнала «Психотерапия», а с 1918 активно преподавал. На профессорских должностях он работал в Средней Азии и в Москве, преподавал психиатрию, психологию и психотерапию, активно внедрял психоанализ, инициировав создание Русского психоаналитического общества. Значительные усилия Каннабих приложил и к развитию нейропсихиатрической профилактики.
Юрий Каннабих был известен и как литератор, поэт (псевдоним Юрий Светогор),
общественный деятель, знаток философии, искусства и истории науки
/u/00.jpg)
/u/20-6.jpg)
Петр Кузьмич Анохин (1898–1974)
/u/20-7.jpg)
Сын неграмотных родителей, Петр Анохин смог стать академиком и одним из известнейших физиологов. Происходил он из города Царицына. Учась в Новочеркасском землемерно-агрономическом училище, юноша увлекся загадками строения и работы человеческого мозга. В 1921 Анохин поступил в Ленинградский Государственный институт медицинских знаний. Работая также в лаборатории И. Павлова, изучал баланс между возбуждением и торможением. С 1926 года параллельно в Зоотехническом институте занимался проблемой особенностей кровоснабжения мозга. Пять лет Анохин стоял во главе кафедр физиологии в Горьковском мединституте и Нижегородском университете, затем возглавил нейрофизиологический отдел ВИЭМ. В 1950, уже в качестве директора Института физиологии АМН СССР, Анохин подвергся гонениям и был отправлен в Рязанский мединститут. Долгое время работал он и в Институте хирургии им. А. Вишневского. С 1955 и до конца жизни ученый трудился в 1‑м ММИ им. И. Сеченова, где доработал свою теорию функциональных систем и системо–генеза, написал ряд значимых монографий.
/u/21-1.jpg)
/u/00.jpg)
К формулировке понятия функциональной системы Анохин подошел в 1935 году
в монографии по проблемам центра и периферии в физиологии ВНД.
/u/00.jpg)
/u/21-2.jpg)
Михаил Осипович Гуревич (1878–1953)
/u/21-3.jpg)
Михаил Гуревич — один из ведущих психиатров первой половины ХХ века, специалист по детской психоневрологии, соавтор учебников по психиатрии и неврологии. Ученик В. Сербского и С. Корсакова, подготовку докторской диссертации «О нейро–фибриллах и их изменениях при некоторых патологических условиях» он начал в психиатрической клинике Московского университета, а затем продолжил в клинике В. Бехтерева. Его Михаил Осипович считал своим учителем наравне с С. Сухановым, первым руководителем его работы.
Служил военным врачом во время Русско-японской войны и Первой мировой войны, до начала которой успел ознакомиться с работой клиник Италии и Германии. Параллельно Гуревич был ординатором земских больниц. К научной работе в Москве он вернулся в 1918 году, в руководимой профессором П. Ганнушкиным психиатрической клинике 1‑го МГУ. С этого же периода начинается заведование психиатрической клиникой Института охраны здоровья детей. Преподавал Гуревич сначала во 2‑м ММИ, а затем в 1‑м ММИ.
Эти годы были плодотворны в отношении научных работ: дважды издавалась «Психопатология детского возраста», подготовлен раздел для «Учебника нервных болезней», вышла также «Невропатология детского возраста». Особую важность имели работы по изучению синдрома психосенсорных расстройств, нарушениям восприятия –пространства и теории локализации в психиатрии.
Окулостатический феномен, получивший наименование «симптом Гуревича — Манна»,
был описан ученым в 1938 году у больных с перенесенными травмами головного мозга.
В годы Второй мировой войны Гуревичем, консультантом целого ряда эвако–госпиталей, был накоплен огромный опыт изучения нервных и психических расстройств при закрытых травмах черепа, опубликованный затем в виде монографии. Сталинские гонения не обо–шли Гуревича, уволенного из 1‑го ММИ. –Пророческими оказались его слова об «огромной механистической опасности» для психиатрии, на долгие годы оказавшейся в заложниках у идеологии и использовавшейся как карательный инструмент власти.
Продолжение в следующем номере...