Журнал «Актуальная инфектология» Том 6, №5, 2018
Вернуться к номеру
Реактивация латентных вирусов у пациентов с тяжелыми бактериальными инфекциями
Авторы: Дмитраченко Т.И., Семенов В.М., Горбачев В.В., Редненко А.В., Егоров С.К., Марченко А.А., Корнилов А.В.
Витебский государственный медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Рубрики: Инфекционные заболевания
Разделы: Медицинские форумы
Версия для печати
Актуальность. Ввиду качественного изменения оказания медицинской помощи при лечении более тяжелых по сравнению с предыдущим десятилетием пациентов, а также внедрения более агрессивных хирургических техник и активного развития трансплантологии ожидаемо увеличение доли пациентов в состоянии индуцируемой или естественно формирующейся иммуносупрессии. Иммуносупрессивное состояние пациентов данной группы создает предпосылки как для развития инфекций, вызванных условно-патогенной бактериальной флорой, так и для реактивации латентно протекающих вирусных инфекций, вносящих существенный клинический и экономический вклад в лечение больных.
Цель: определить возможность реактивации латентных вирусных инфекций у пациентов с тяжелой бактериальной коморбидностью в зависимости от вида возбудителя и сопутствующей патологии.
Материалы и методы. Проводилось количественное определение ДНК цитомегаловируса (ЦМВ), вируса Эпштейна — Барр (ВЭБ) и парвовируса B19 в крови 34 пациентов, госпитализированных в отделение торакальной хирургии УЗ «Витебская областная клиническая больница», реанимационно-анестезиологическое отделение УЗ «Витебская городская клиническая больница скорой медицинской помощи» за период 2017–2018 гг., методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) в режиме реального времени с использованием тест-системы для обнаружения и количественного определения ДНК ЦМВ, ВЭБ и парвовируса B19 в сыворотке крови (ООО «СИВитал», Беларусь). Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью электронных таблиц Excel 2013 (Microsoft, USA), пакета прикладных программ Statistica 9.0 (StatSoft, USA). Для анализа применялись методы дескриптивной, параметрической и непараметрической статистики.
Результаты. Количественное обнаружение ДНК ЦМВ проводилось у 34 пациентов, у 14 пациентов дополнительно исследовались образцы крови на наличие ДНК ВЭБ и парвовируса B19 с целью выявления сочетанной реактивации вирусов у лиц с тяжелыми бактериальными инфекциями дыхательных путей. Средний возраст госпитализированных пациентов составил 61,9 года (95% ДИ 56,7–67,1), средний срок забора материала — 24,9 дня (95% ДИ 19,9–29,9). При проведении ПЦР было обнаружено наличие ДНК ЦМВ у 10 из 34 пациентов (29,4 %) с вирусной нагрузкой от следовых количеств до 118 копий/мл со средним значением 40,2 копии/мл и ДНК ВЭБ у 3 из 14 пациентов (21,43 %) с вирусной нагрузкой в диапазоне в низкой концентрации до 2,1 копии/мл. ДНК парвовируса B19 не была обнаружена ни в одном исследуемом образце. Сочетанной реактивации ЦМВ и ВЭБ также не было выявлено ни у одного пациента. Проведенный анализ показал, что среди пациентов, у которых в плазме крови была выявлена ДНК ЦМВ с вирусной нагрузкой, превышающей 10 копии/мл (6 человек), диагноз «сепсис» был выставлен в 83,3 % случаев. Все пациенты были мужского пола в возрасте от 40 до 90 лет, средний возраст составил 28 лет. Длительность пребывания в стационаре до забора материала была от 21 до 48 дней и в среднем составила 28 дней. У 5 из 6 пациентов с количественным значением ДНК ЦМВ более 10 копий/мл была диагностирована госпитальная пневмония, развивающаяся в сроки от 4 до 7 дней, которая характеризовалась тяжелым течением и протекала с гнойными осложнениями (эмпиема плевры, гангрена легкого, остеомиелит, абсцесс легкого) в 80 % случаев. В плазме крови и мокроте положительных пациентов были обнаружены Klebsiella pneumoniae (в трех случаях), Acinetobacter baumanii (однократно), Pseudomonas aeruginosa (однократно). Следует отметить, что более высокая вирусная нагрузка ДНК ЦМВ была характерна для пациентов с установленным диагнозом «сепсис». У 3 из 14 больных, у которых в крови была обнаружена ДНК ВЭБ, был выставлен диагноз «сепсис». У всех пациентов имели место тяжелые гнойные осложнения (гангрена легкого), сопутствующие заболевания, утяжеляющие течение основного процесса (артериальная гипертония, сахарный диабет, хроническая обструктивная болезнь легких, ишемическая болезнь сердца). Возраст пациентов составил 41, 54 и 61 год, день госпитализации на момент забора материала — 15, 28 и 8-й соответственно.
Выводы. Полученные данные позволяют указать на относительно высокую вероятность реактивации латентной вирусной инфекции у пациентов с тяжелыми бактериальными инфекциями, находящихся в критическом состоянии. Среди трех определяемых вирусных инфекций (ЦМВ, ВЭБ, парвовирус В19) первостепенное значение имеют цитомегаловирусная и Эпштейна — Барр вирусная инфекции, вирусные ДНК при которых определяются в 29,4 и 21,43 % случаев соответственно. Отсутствие маркеров парвовирусной инфекции, возможно, связано с низкой инфицированностью парвовирусом в регионе исследования. В дальнейшем предстоит определить взаимное влияние возбудителей бактериальных и вирусных инфекций на течение инфекционного процесса у пациентов с латентными вирусными инфекциями, а также вклад реактивации вирусных патогенов на развитие бактериальных осложнений и клинический исход заболевания.