Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» №4 (716), 2020

Вернуться к номеру

Письма с заграничной больничной койки

Авторы: Борис Пухлик, профессор
Винницкий национальный медицинский университет имени Н.И. Пирогова, г. Винница, Украина

Разделы: От первого лица

Версия для печати

Продолжение. Начало в № 11(544), 2015
Письмо 46.
Поможет ли человечеству эпидемия коронавируса?
Ни разу не ввязался в полемику, связанную с эпидемией. Во-первых — не специалист. Во-вторых, столько разного сказано, что вставить свою мысль просто некуда да и ни к чему. Но хочу взглянуть на эту всемирную трагедию с иной стороны. Поняли ли мы причину этой эпидемии? Поможет ли это человечеству в дальнейшем избежать подобных трагедий? Изменят ли люди отношение друг к другу? Изменят ли страны эти отношения? Каким будет в дальнейшем отношение к медицине? На мой взгляд, об этом не говорят, и совершенно напрасно.
Как я вижу возникновение эпидемии
Проблема эта рукотворная — не в том смысле, что кто-то в лаборатории создал монстра, хотя у ученых подчас есть соблазн «поиграть» с неизвестным. Однако давайте подумаем, к чему должно было привести издевательство человека над природой. Уничтожение лесов, загрязнение атмосферы, воды, опустошение недр, дыры в озоновом слое, выращивание растений с ГМО и многое другое. Неужели никто не понимал, что все эти изменения так или иначе коснутся всего живого — большого и малого, включая и очень малое? Сотни тысяч видов животных, птиц, рыб ежегодно исчезают, и это можно как-то подсчитать. А вот что происходит в микромире, где живут триллионы видов микробов, грибов, вирусов, прионов и еще чего-то, чего мы пока не знаем? Несомненно, эти микрожители планеты, которых гораздо больше, нежели макропредставителей, страдают от экологических ущемлений и защищаются так, как умеют. А именно — приспосабливаются, видоизменяются и мутируют до неузнаваемости. А уже обновленные виды не всегда уживаются с макроорганизмами и вступают с ними в конфликт. Несколько таких конфликтов уже произошли у человечества с коронавирусом: вспышки атипичной пневмонии (SARS, MERS), птичьего гриппа и вот теперь COVID-19. Уверен, еще не вечер. Подобные эпидемии, а возможно, и более страшные, несомненно, еще ждут человечество, и сейчас самое время начать к этому готовиться. То есть это более вероятно и более страшно, нежели ядерная война. Но к войне давно готовятся многие страны, а к угрозе со стороны микромира — никто. Вот если бы мы хотя бы малую толику средств, расходуемых на вооружение, бросили на изучение микромира! Так, военные расходы, скажем, в США составляют около 800 млрд долларов, а расходы на здравоохранение — около 16: различие в 40 раз. В Китае — соответственно 300 и 4 (в 75 раз), в Украине (стыдно за эти цифры) — 10 и 4 (в 2,5 раза).
И эффективно сделать это можно лишь сообща, объединив интеллект, экономику и инфраструктуры всех стран. Если этого не поймут или поймут лишь отдельные страны — ничего не выйдет. Человечество может не пережить грядущей атаки своих пока неизвестных врагов. Увы, я нигде не видел понимания этого, призыва объединить человечество в противостоянии с возможными эпидемиями. О чем это говорит? О незрелости человечества, о том, что мы не видим за деревьями леса, не планируем будущее, в котором жить нашим детям и внукам.
Посмотрите, что сейчас стало со странами — экономическими гигантами, обладающими колоссальным военным, человеческим потенциалом. Уверен, что США, НАТО сейчас и в мыслях не имеют какой-то агрессии. Исключение составляет Россия, продолжающая войну в Украине, Сирии. Но Россия в этом смысле уникум, то есть страна, всегда готовая положить сотни тысяч своих людей во имя призрачных военных побед, которые, по большому счету, никому не нужны. Жаль обычных россиян, ведь страна стремительно нищает, несмотря на огромное количество запасов нефти, газа и т.п., большие традиции в науке, искусстве, серьезную историю.
А просто так победить микромир не удастся. Да я бы сказал, что и не нужно побеждать, нужно разумно с ним сосуществовать. Ведь, скажем, в человеческом организме всегда живут миллиарды микроорганизмов, грибов и вирусов. И они помогают нам жить в этом непростом мире: участвуют в переваривании пищи, обеспечивают некоторыми витаминами и микроэлементами. Значит, можно сосуществовать с пользой. А побеждать? Посмотрите на историю микобактерии туберкулеза (МБТ). Человек с незапамятных времен болел и умирал от туберкулеза (Тб). Мы вдоль и поперек изучили этот микроорганизм, знаем его сильные и слабые стороны, за последние сто лет, казалось, нашли эффективные препараты для борьбы с ним — и что же? А то, что как умирали десятки тысяч болеющих Тб в мире в год, так и умирают. МБТ приспособилась ко многим (иногда ко всем) противотуберкулезным препаратам и часто становится вообще непобедимой (полихимиорезистентный Тб). Причем МБТ — далеко не вирус, то есть с ней бороться легче, мы очень многое о ней знаем и все равно проигрываем. А с вирусами, уверен, дела будут похуже. То есть пережить эпидемию коронавируса совсем не значит избавиться от него навсегда. Мы ведь немало знаем о вирусе гриппа, каждый год создаем и используем вакцины против его разных штаммов, а эффективного лекарства так и не нашли. В результате сотни тысяч людей ежегодно погибают от гриппа. Коронавирус устроен еще сложнее и опаснее. То есть нужно объединяться и плечом к плечу всем миром становиться на многолетнюю борьбу с ним. Карантином тут не обойдешься.
И как бы было хорошо, если бы руководители держав поняли это, прозрели и переключили свои усилия с создания оружия на изучение угрозы пандемий. Но пока об этом не приходится даже мечтать.
Что еще должно радикально измениться после эпидемии, так это отношение к медикам. Да, мы уже привыкли к нищенским условиям существования врачей и медработников среднего звена в Украине. Как итог, десятки тысяч наших коллег уже удрали в другие страны и чувствуют себя там неплохо. Но оказалось, что и в развитых странах медицина не в приоритете, эпидемия забрала жизни сотен медработников, которые были недостаточно индивидуально защищены, переутомлялись, истощались и тяжело переносили инфекцию. Ну, вот сейчас, с апреля, в Украине якобы медработникам, работающим с больными коронавирусом, поднимут заплату до 300 %. То есть имел врач 4 тысячи гривен — получит 12, медработник среднего звена — соответственно 3 и 9. Скажите, вы пойдете на смерть за такие деньги? Если бы еще застраховали жизнь медработников, работающих в страшных условиях, на пару миллионов гривен (что тоже очень мало), но об этом никто и не заикается. Да и с доплатами пока неясно. То ли их дадут централизованно, то ли перекинут на нищенские местные бюджеты. Я поддерживал Зеленского, но не могу понять и простить зарплаты топ-чиновников в миллионы гривен на фоне копеек у медработников, которые потом будут их спасать. Зачем и за что?
Сейчас я сижу в чужой стране, в чужой квартире, пытаюсь выучить чужой язык и глубже понять израильский народ. Все ли тут замечательно? Конечно, нет. Вот уже прошли третьи выборы, а коалицию и правительство так и не создадут из-за личных амбиций двух-трех человек. И это в пору эпидемии, экономического кризиса и пр. Однако как государство Израиль, несомненно, стоит выше государства Украина. Об этом свидетельствует масса фактов: относительно высокий уровень экономики, сплоченность населения перед угрозами, лучшая экология, инфраструктура, много богатых людей, но без олигархов, хорошее здравоохранение и многое другое. Да что сказать, пособие малоимущим тут в 4 раза выше профессорской зарплаты в Украине. Знал бы я, что со мной так обойдется страна, когда я заболел, эмигрировал бы сюда лет на 20 раньше и был бы здесь уважаемым человеком, не последним специалистом, жил бы в своей квартире, больше поездил по миру. Но нам, увы, не дано предвидеть.
Я уже неоднократно писал о невысоком уровне наших преподавателей медвузов и ученых НАМНУ. Зеленский абсолютно ничем не рискует, предложив миллион баксов за создание вакцины против «короны». Пока уровень наших ученых — это протефлазид (настой парочки сорняков на спирту), который они продвигают как средство против вируса. Писал я и о том, что большинство выпускников медвузов просто физически не станут врачами, ибо валяли дурака 6 лет в вузе, а наверстать это невозможно. Попав после института в село (у нас не было интернатуры), я тоже был растерян, ибо не знал больных детей (был педиатром). Учился у санитарок, медсестер, сельских врачей и постепенно становился специалистом, так как в институте 6 лет учился прилежно, знал и базовые науки, и клинические дисциплины (теоретически). А без фундамента, как известно, строить не на чем. На мой взгляд, нужно серьезно повышать зарплаты медикам, подумать об их жилье, транспорте на селе, но начать нужно с ревизии их образования. Что им преподаем, кто это делает и каков контроль. У нас всегда перед экзаменами ходили деканы и просили войти в положение с отстающими студентами, которые занимались не учебой, а девками, выпивкой, гулянками. Я даже знал такого, которому на жизнь и учебу зарабатывала домработницей мать в Италии, а он подсел на наркотики. Будут ли такие «орлы» работать? Нет, конечно, поэтому известно немало случаев, когда после окончания медвуза они попросту не забирают дипломы.
За какие «свершения» мы присваиваем ученые степени и звания? В этом полнейший кризис. Спросите: что из написанного в диссертациях внедрено, приносит пользу и кто об этом знает за пределами места работы диссертанта? Зачем нам столько псевдоученых? Чему они учат молодежь? Поверьте, многое было плохо при СССР, но такого низкого уровня диссертаций и доступности ученых степеней не было. Отсюда — и низкий уровень выпускников медвузов, и протефлазид в НАМНУ. Понимаю, что изменить это — дело не одного года, но иначе нельзя. Поднятие зарплат неучам ничего не даст, разве что уедет меньше толковых врачей, но основная масса прогрессировать не будет. Кто это сделает — не знаю, но делать нужно. И, уверен, такая же ситуация — в других сферах, но о них пусть говорят специалисты. Иначе страна никогда не станет полноценной, а призывы идти в Европу, смена лидеров, даже на святых, ничего не дадут.
Обещал, что не буду писать о лечении COVID-19, но не могу не опубликовать выдержки из интервью бывшего жителя Киева, а ныне авторитетного врача в Израиле господина Романа Гольдмана. Он, в частности, считает, что «в Украине некорректный карантин. Если сейчас не опомниться, страна может стать еще одной Италией. В Израиле на большее количество зараженных смертей меньше. Почему? Потому что у вас в Украине гораздо больше пациентов, но вы их не выявляете. У нас 12 тыс. пациентов и 123 смерти. А в Украине на почти 3,4 тыс. зараженных 98 смертей. В Израиле на большее количество зараженных смертей меньше. В Тель-Авиве на почти 436 тыс. населения приходится 450 людей с коронавирусом. Рядом расположен Бней-Брак. Это ультраортодоксальный город. У них своя иерархия. Они даже в полицию не жалуются, потому что у них свой раввинат, свой суд. У них на 186 тыс. населения почти 3 тыс. заражений. Вот насколько этот чертов карантин важен! Часто вижу, как во многих странах, и в Украине в том числе, из-за карантина начинается травля правительства. Я не понимаю: откуда такая манера поливать грязью свою страну, свою власть? Мне кажется, сейчас время объединиться. Поддержать свое государство. Какое бы оно ни было. У нас, в Израиле, все поддерживают правительство, премьер-министра. Все объединились. Мы забыли на время, какие они плохие. В Украине, я вижу, постоянно никто не поддерживает страну. Я понимаю, что это имеет предпосылки в прошлом. Но вы все-таки выбрали эту власть, это легитимный президент, парламент, правительство. Надо дать им поддержку сегодня, как это делают израильтяне. Ну, невозможно быть всегда против всех. Пандемию в таком масштабе человечество последний раз видело сто лет назад. У вас консультация врача стоит дешевле, чем педикюр. О какой медицине может быть речь в такой ситуации? Приведу пример с показателями смертности. В Израиле — 0,9 % от заболевших, в Германии — 2,5 %, в США — 4,5 %, во Франции — 10,5 %, в Испании — 11 %, в Великобритании — 12 %, в Италии — 13 % (добавлю, что в Украине пока почти 3 %). Как думаете, почему в Израиле и Германии мало смертей? Потому что правильная система здравоохранения. В США, если нет страховки, в клинике тебя никто не будет обслуживать. В Израиле обязательная национальная страховка. По умолчанию с зарплаты снимают деньги и никого не спрашивают, хочешь платить или нет. Давайте посмотрим на медицинские бюджеты стран: Израиль — $11 млрд на 9 млн населения ($1222 на человека), в Украине — $4,4 млрд на 40 млн ($110). То есть в Израиле на одного пациента приходится в 10 раз больше денег. Это открытые данные. Уверен, что после этой пандемии бизнес изменится, а медицина станет лучше, в том числе и в Украине. Все VIP-пациенты увидели, что не могут никуда улететь. Это означает, что надо иметь медицину у себя дома, в своей стране. Потому что есть ситуации, когда никакие деньги не могут помочь. Израиль входит в топ-5 стран с развитой медициной. Но и у нас после пандемии будет много изменений в области системы здравоохранения. Поэтому я лично воспринимаю ситуацию положительно. Ведь чтобы создать лучшую армию, нам в свое время надо было понять, что у нас нет армии. Так и многие страны, увидев, что у них нет медицины, смогут создать у себя современную систему медицинской помощи».
Заканчивая, я все же хочу вернуться к эпидемии коронавируса. Вред от нее понятен. Польза тоже есть: и бедные, и богатые оказались в одной лодке, сиречь палате. Вирус установил полное равноправие. А вот принесет ли эпидемия глобальную пользу? Пересмотрит ли человечество отношение к будущему, к науке, образованию, медицине? Очень жаль, что пока не могу на эти вопросы ответить положительно.
Продолжение следует


Вернуться к номеру