Международный эндокринологический журнал 2(14) 2008
Вернуться к номеру
Изучение влияния хитозана (препарат Бодимарин) на клинико-биохимические показатели у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями
Авторы: А.В. Погожева, Е.К. Байгарин, С.А. Дербенева, ГУ НИИ питания РАМН, г. Москва
Рубрики: Кардиология, Эндокринология
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Изучалось влияние антиатерогенной диеты, обогащенной хитозаном (препарат Бодимарин), на клинико-биохимические показатели больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Результаты исследования показали, что обогащение антиатерогенной диеты хитозаном (препарат Бодимарин) у больных ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью способствовало улучшению клинического статуса, антропометрических показателей и липидного спектра крови. Исследование показало, что использование в лечебно-профилактических целях хитозана (препарат Бодимарин) весьма перспективно.
масса тела, диетотерапия, хитозан (препарат Бодимарин).
Несмотря на прогресс медицины в предупреждении и лечении сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения, эти болезни остаются основными проблемами со здоровьем в современном обществе. Одним из факторов, способствующих развитию сердечно-сосудистых заболеваний, является высокий уровень холестерина и высокое количество потребляемых пищевых липидов. Многочисленными зарубежными исследованиями доказано, что для контроля абсорбции жира в кишечнике и уровня липидов крови долговременный значительный позитивный эффект может дать применение хитозана [1, 2].
Хитозан является широко известным продуктом и представляет собой природный полимер, получаемый в основном из панциря промысловых ракообразных. Его называют веществом XXI века, так как он обладают множеством полезных свойств, что делает его в ряде случаев незаменимым в промышленности, медицине и сельском хозяйстве [1, 5].
Исследованиями хитозана занимаются в 15 странах, и в настоящее время известно более 70 направлений его практического применения и модификаций, наиболее важными из которых признаны биотехнология и экология, пищевая промышленность, медицина, косметика, сельское хозяйство и ветеринария [3, 4].
Данные литературы свидетельствуют, что хитозан способствует нормализации обменных процессов, обладает сорбционным, липотропным, гиполипидемическим действием, стимулирует моторику желудочно-кишечного тракта и желчевыводящих путей [6, 7].
Целью настоящего исследования явилось изучение эффективности включения хитозана (препарат Бодимарин) в диетотерапию больных ишемической болезнью сердца (ИБС) и гипертонической болезнью (ГБ) I–II ст. с гиперлипопротеидемией.
Материалы и методы
Наблюдения проводились в контролируемых условиях в отделении сердечно-сосудистой патологии Клиники лечебного питания ГУ НИИ питания РАМН. Было обследовано 40 больных ИБС и ГБ с избыточной массой тела и гиперлипопротеидемией. При проведении курса диетотерапии пациенты были разделены на две репрезентативные группы по 20 человек — основную и группу сравнения. В соответствии с программой GCP было получено информированное согласие каждого пациента на участие в исследовании.
Все больные в течение 3-недельного периода исследований получали гипонатриевую антиатерогенную диету Ар, содержавшую 75 г белка, 60 г жира и 190 г углеводов с энергетической ценностью 1600 ккал. Количество натрия в диете составляло 2–3 г и обеспечивалось только за счет натрия, находящегося в продуктах. В процессе приготовления блюд поваренная соль не добавлялась. Пациенты группы сравнения получали только диету Ар. Больные основной группы в течение 3 недель на фоне диеты Ар получали препарат Бодимарин (производства компании «Ядран», Хорватия). Суточная доза хитозана в составе препарата соответствовала 100 % адекватного уровня потребления (810 мг в день). Препарат Бодимарин применялся по 2 таблетки 3 раза в день. Для количественного определения хитозана проводили его предварительное выделение, основанное на растворимости в органических кислотах с образованием вязких растворов.
Навески исследуемого образца массой по 100 мг в 3 параллелях помещали в конические колбы объемом 250 мл, приливали 100 мл 2% CH3COOH и выдерживали при температуре не ниже 20–22 °С, периодически помешивая. По истечении указанного времени раствор фильтровали через газ-сито в мерную колбу объемом 100 мл, осадок промывали дистиллированной водой, промывные воды объединяли и доводили объем фильтрата до метки.
Для анализа каждого фильтрата отбирали по 0,2 мл, прибавляли 2,5 мл фосфатного буферного раствора (рН 6,4–6,5) и 0,5 мл 1% раствора нингидрина. Смесь нагревали в течение 60 минут на водяной бане, периодически встряхивая. После охлаждения жидкость количественно переносили в мерную колбу емкостью 50 мл, несколько раз промывали дистиллированной водой. Промывку повторяли до полного обесцвечивания промывных вод. Доводили до метки дистиллированной водой и проводили определение оптической плотности.
Содержание хитозана определяли по калибровочной кривой в соответствии с формулой
Х = М1 / (M x 103) x 100,
где М1 — масса хитозана, определяемая по калибровочному графику (мг); М — масса навески продукта (г); 103 — коэффициент пересчета (г).
Комплексное обследование больных в Клинике лечебного питания включало изучение динамики объективных признаков заболевания: антропометрических показателей, уровня артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), показателей суточного мониторирования ЭКГ (холтеровского мониторирования).
Биохимические показатели (общий белок, мочевую кислоту, глюкозу, общий билирубин, АЛТ, АСТ, общий холестерин, триглицериды, ЛПВП, фибриноген, протромбиновый индекс, время фибринолиза) определяли с помощью анализатора «Спектрум» фирмы АВВОТТ, США. Содержание в сыворотке крови ЛПНП, ЛПОНП и величину коэффициента атерогенности (КА) оценивали расчетным способом.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась на ПЭВМ по программам, разработанным в пакете Excel, версия 6.0, с использованием библиотеки статистических функций, результаты выражались как М ± m. Степень достоверности выявленных различий определялась с использованием t-критерия Стьюдента.
Оценка переносимости и органолептических свойств препарата Бодимарин проводилась анкетно-опросным методом.
Результаты и обсуждение
Результаты исследования показали, что переносимость препарата Бодимарин была хорошей. За весь период клинических испытаний не было отмечено ни одного случая непереносимости, диспептических явлений, аллергических реакций и других побочных эффектов.
Под влиянием диетотерапии у большинства больных уменьшились или исчезли головная боль, слабость, повышенная утомляемость, одышка при физической нагрузке, отеки ног к вечеру, ощущение перебоев в работе сердца. Однако процент больных, у которых отмечалась положительная динамика этих показателей, в основной группе был несколько выше, чем в группе сравнения.
Положительная динамика на ЭКГ наблюдалась у 50 % больных обеих групп и проявлялась нормализацией ритма (исчезновением синусовых тахи- и брадикардии, единичных желудочковых и наджелудочковых экстрасистол), уменьшением выраженности признаков коронарной недостаточности (о чем судили на основании изменения интервала S–T и зубца Т).
У 55 % больных основной группы и у 45 % пациентов группы сравнения до начала лечения отмечалась гипомоторная дискинезия толстой кишки с симптомом запор. Применение препарата Бодимарин способствовало улучшению моторики толстой кишки практически у половины больных с запорами, что проявлялось нормализацией стула, который стал более регулярным (от 2–3 до 4–6 раз в неделю), облегчением акта дефекации, улучшением консистенции каловых масс. У больных группы сравнения положительная динамика не отмечалась.
По данным суточного мониторирования ЭКГ (холтеровского мониторирования) в результате проведенного курса диетотерапии у пациентов в основной группе максимальное число сердечных сокращений снизилось до 96 уд./мин, минимальная ЧСС повысилась до 61 уд./мин, средняя ЧСС составила 70 уд./мин. В конце курса диетотерапии у больных основной группы среднесуточное число вентрикулярных экстрасистол снизилось на 45 %, а суправентрикулярных — на 47 %; частота суточных эпизодов ишемии миокарда (смещение сегмента ST и деформация зубца T по ишемическому типу) уменьшилась на 58 %.
У пациентов группы сравнения после окончания курса диетотерапии отмечалось уменьшение максимальной ЧСС до 110 уд./мин, увеличение минимальной ЧСС до 57 уд./мин, средняя ЧСС составила 67 уд./мин. В результате лечения среднесуточное число вентрикулярных экстрасистол снизилось на 28 %, а суправентрикулярных — на 37 %; частота суточных эпизодов ишемии миокарда (смещение сегмента ST и деформация зубца T по ишемическому типу) уменьшилась на 52 %.
Как видно из табл. 1, уровень систолического АД достоверно снижался в процессе лечения (в течение 3 недель) у больных основной группы и группы сравнения на 21,0 и 18,0 %, диастолического — на 21,0 и 17,0 %. ЧСС в процессе лечения имела тенденцию к снижению у больных обеих групп.
Степень снижения избыточной массы тела и индекса массы тела (ИМТ) в процессе лечения больных основной группы составляла 6,8 %, а группы сравнения — 5,1 %. Среднесуточная потеря массы тела для больных основной группы и группы сравнения равнялась соответственно 295 и 214 г.
По данным антропометрического исследования отмечалось снижение в процессе диетотерапии у больных основной группы и группы сравнения окружности талии на 4,7 и 3,9 %, окружности бедер — на 4,1 и 3,8 %, окружности плеча — на 4,8 и 4,5 %. Соотношение ОТ/ОБ уменьшалось также более выраженно у больных основной группы.
Анализ результатов биохимических исследований и сыворотки крови (табл. 2) показывает, что включение препарата Бодимарин в качестве дополнения к базисной диете Ар способствовало статистически достоверному (p < 0,05) снижению уровня общего холестерина и ЛПНП в сыворотке крови (на 19 и 25 % соответственно). В группе сравнения отмечалось достоверное изменение указанных параметров на 16 и 19 %.
Концентрация в сыворотке крови триглицеридов и ЛПОНП у больных основной группы снижалась на 14 %, а у пациентов группы сравнения в процессе лечения практически не изменялась.
Содержание в сыворотке крови ХС ЛПВП у больных основной группы и группы сравнения имело тенденцию к снижению, что характерно для эффекта рационов, жировой компонент которых представлен ПНЖК семейства омега-6, источником которых в диете Ар являлось подсолнечное масло.
Величина коэффициента атерогенности снижалась у больных основной группы на 22 %, а у пациентов группы сравнения — на 11 %.
Наряду с этим у больных основной группы было выявлено достоверное снижение в сыворотке крови уровня глюкозы на 11 % и фибриногена на 15 %. Величина протромбинового индекса и фибринолитическая активность крови имели тенденцию к нормализации. Существенной динамики остальных изучаемых показателей отмечено не было.
Анализ показателей гуморального иммунитета, характеризовавшегося по содержанию в сыворотке крови естественных антител к катехоламинам, выявил у большинства больных основной группы и у всех пациентов группы сравнения их повышенный уровень до начала диетотерапии по сравнению со среднедонорским. Так, уровень дофамина, адреналина и норадреналина превышал норму у больных обеих групп на 51–84, 44–107 и 37–63 % соответственно.
У небольшого числа больных ИБС и ГБ группы сравнения был выявлен пониженный уровень естественных антител (Е-АТ) к дофамину и адреналину — соответственно на 43 и 22 %.
В результате диетотерапии с включением хитозана было отмечено, что у всех пациентов изначально превышавшие норму показатели Е-АТ к дофамину, адреналину и норадреналину снизились соответственно на 22, 33 и 30 %. У пациентов, получавших базисный рацион, эти показатели снизились соответственно на 11, 28 и 14 %.
В то же время концентрация Е-АТ к дофамину и адреналину в сыворотке крови больных группы сравнения, которая до лечения была ниже нормы, увеличилась соответственно на 30 и 18 % (табл. 3).
Можно предположить, что одним из механизмов положительного терапевтического действия продуктов переработки соевых бобов, по-видимому, является их корригирующее влияние на иммунологические факторы, принимающие участие в регуляции важнейших патогенетических звеньев ИБС и ГБ. Установленный эффект, вероятнее всего, был связан с их влиянием на функциональную активность В-лимфоцитов, синтезирующих IgМ и IgG, опосредованную в том числе и изменением структурно-функционального состояния клеточных мембран.
Таким образом, обогащение рациона питания больных сердечно-сосудистыми заболеваниями хитозаном оказывало благоприятное воздействие на клиническую картину этих заболеваний и динамику клинико-инструментальных показателей, характеризующих функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, способствовало более выраженной потере массы тела и положительной динамике антропометрических показателей, улучшению кишечной моторики, усиливало гиполипидемическое, тромболитическое, иммунокорригирующее действие антиатерогенной диеты.
1. Krasavtsev V., Maslova G., Degtyareva E., Bykova V., Noudga L. Stady and selection of chitosan characteristics for packaging materials and preservation of fish products. // Advances in chitin science / Ed. By K. Suchiva, S. Chandrkrachang, P. Methacanon and M.G. Peter. — Thailand, Bangkok, 2002. — V. 5. — 543-546.
2. Yevdokimov Yu.M., Salyanov V.I. Liquid crystalline dispersions of complexes formed by chitosan with double-stranded nucleic acids // Liquid Cristals. — 2003. — V. 30.
3. Албулов А.И., Фоменко А.С. , Фролова М.А. , Качалов В.Н., Шинкарев В.Н., Трунов А.М. Лечебно-профилактические пищевые добавки из продуктов морского и растительного происхождения // Материалы научной конференции «Место фитотерапии в современной медицине». — Черноголовка, 1999. — С. 3-7.
4. Жоголев К.Д., Никитин В.Ю., Цыган В.Н. Перспективы клинического применения иммуномодулирующих препаратов на основе хитозана // Медицинская иммунология. — 2001. — Т. 3, № 2. — С. 316-317.
5. Комаров Б.А., Трескунов К.А., Фоменко А.С., Албулов А.И. Почему возрастает интерес к препаратам на основе хитозана // Материалы научной конференции «Место фитотерапии в современной медицине». — Черноголовка, 1999. — С. 23-26.
6. Немцев С.В., Ильина А.В., Албулов А.И., Шинкарев С.М., Комаров Б.А., Варламов В.П. Медицинское применение хитина и хитозана // Материалы научной конференции «Фитотерапия, лазеротерапия, биологически активные вещества естественного происхождения в ХХI веке». — Черноголовка, 2000. — С. 90-94.
7. Терещенко В.Г. Применение фитохитодеза в кардиологической реанимации // Материалы научной конференции «Фитотерапия и лазеротерапия в XXI веке». — Черноголовка, 1999. — С. 86-88.
8. Мягкова М.А. Естественные антитела к низкомолекулярным соединениям. — М., 2001. — 261 с.
9. Погожева А.В., Мягкова М.А. Питание и естественные антитела в кардиологии. — М., 2001. — С. 358.