Газета «Новости медицины и фармации» 16(255) 2008
Вернуться к номеру
Оптимизация терапии острого коронарного синдрома с подъемом сегмента ST у больных сахарным диабетом ІІ типа методом энтеросорбции
Авторы: М.Н. ДОЛЖЕНКО, О.В. ШЕРШНЕВА, Н.А. ПЕРЕПЕЛЬЧЕНКО, С.В. ПОТАШЕВ, КМАПО им. П.Л. Шупика, Запорожский областной кардиологический диспансер
Рубрики: Кардиология, Эндокринология
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Сахарный диабет (СД) представляет одну из ведущих медико-социальных проблем современного общества, что обусловлено высокой заболеваемостью и его распространенностью, частым возникновением хронических микро- и макрососудистых осложнений. По оценкам ВОЗ, число больных СД в мире к 2010 г. достигнет 221 млн, а к 2025 г. — 300 млн, что позволяет говорить о «глобальной эпидемии» СД [15]. У 90–95 % больных диагностируют СД II типа, в основе возникновения которого лежат генетическая предрасположенность, ожирение, малоподвижный образ жизни. В Украине зарегистрирован 1 млн больных СД, из них 123 тыс. больных СД I типа, остальные — СД ІІ типа. Средний показатель заболеваемости СД в Украине несколько лет тому назад составлял 146,5 на 100 тыс. населения, а по результатам 2002 года вырос до 158 на 100 тыс. Таким образом, можно считать, что реально в Украине около 2–2,5 млн больных СД, что представляет медико-социальную проблему в свете глобальной пандемии сердечно-сосудистых заболеваний в мире [1].
Сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смерти пациентов с СД II типа. До 75 % больных с СД умирают при поражении сердечно-сосудистой системы [4, 5]. В многоцентровых клинико-эпидемиологических исследованиях показано, что частота инфаркта миокарда (ИМ) и церебрального инсульта у больных СД в 2–3 раза выше по сравнению с аналогичными показателями в общей популяции [12]. Эти данные позволяют отнести всех больных СД в группу высокого риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.
В лечении ИМ у больных СД отмечаются определенные трудности. Больным с ИМ, страдающим СД, реже проводят тромболитическую терапию в связи с опасением повышенного риска возникновения кровоизлияний. Однако проведение адекватной своевременной тромболитической терапии в 2 раза повышает эффективность лечения у больных СД [10]. Следует отметить еще одну особенность ведения больных с ИМ на фоне СД: раннее введение инсулина, калия и глюкозы внутривенно в сроки до 24 ч после начала ИМ с последующим назначением инсулинотерапии способствует уменьшению смертности на 29 % через 1 год и на 11 % — через 3–4 года после ИМ. Этот эффект был особенно выражен у пациентов, которым ранее инсулин не назначали [11]. В настоящее время разрешен и доказан положительный эффект применения b -блокаторов у больных с ИМ и СД [8]. Отмечено повышение выживаемости после ИМ на фоне раннего применения ингибиторов АПФ у больных с СД [16]. Проведение аортокоронарного шунтирования (АКШ) при коронаротромбозе у больных СД оказалось значительно более эффективным, чем ангиопластика [9], вследствие одновременного поражения нескольких венечных артерий, часто возникающего у больных СД [3]. Но стентирование венечных сосудов позволило уменьшить риск возникновения рестеноза у больных СД [14], а проведение этого вмешательства на фоне применения ингибиторов IIb/IIIa рецепторов тромбоцитов — уменьшить смертность через 1 год на 44 % [7, 13].
В то же время в Украине сохраняется достаточно большая когорта больных, которым вследствие различных причин использование современных реваскуляризационных методов лечения остается недоступным. В данном случае особенно актуальным является оптимизация медикаментозной терапии для повышения эффективности лечения больных с ИМ на фоне СД.
Широко известен метод использования гемосорбции в лечении ИБС. Клиническая практика показала, что лечебный эффект энтеросорбции сравним с эффектом гемосорбции [2, 6]. Кроме того, следует отметить, что при применении энтеросорбции больной избегает риска развития осложнений, связанных с оперативным вмешательством, и контакта с кровью и лимфой. Одним из перспективных путей решения проблемы удаления продуктов воспаления у больных ОИМ можно считать применение кремнийорганического энтеросорбента Энтеросгель (ЭГ) — гидрогеля метилкремниевой кислоты.
Целью данной работы явилась оценка эффективности энтеросорбции препаратом Энтеросгель на фоне стандартной терапии у больных с острым коронарным синдромом с подъемом сегмента ST в сочетании с СД II типа.
Материал и методы
Обследованы 40 больных с острым коронарным синдромом с подъемом сегмента ST в сочетании с СД II типа, находившихся на лечении в Запорожском областном кардиологическом диспансере и 5-й городской больнице г. Запорожья. Исследование холтеровского мониторирования ЭКГ и биохимические исследования проводились на кафедре кардиологии и функциональной диагностики КМАПО им. П.Л. Шупика. У всех больных наблюдали стабильную гипергликемию, уровень глюкозы утром натощак превышал 6,6 ммоль/л. Возраст пациентов в среднем составил 52,5 ± 3,8 года, а индекс массы тела — 29,8 ± 8,1 кг/м 2 . Длительность заболевания СД II типа составила 8,5 ± 5,1 года. Большинство (37) обследованных пациентов с СД получали таблетированные гипогликемические препараты, но после развития ОИМ были переведены на инсулинотерапию. Трое пациентов до развития ОИМ получали инсулин.
На фоне базовой терапии (бета-блокаторы, ацетилсалициловая кислота, нитраты пролонгированного действия, ингибиторы АПФ, гепарин) и гипогликемической терапии 25 больных получали Энтеросгель в дозе 15–20 г 2 раза в сутки в течение месяца. Контрольную группу составили 15 больных с острым коронарным синдромом с подъемом сегмента ST и СД ІІ типа, сопоставимых по возрасту, полу, характеру клинического течения заболевания, состоянию кардиогемодинамики, толерантности к физической нагрузке и выраженности гипергликемии, которые принимали стандартную антиангинальную и гипогликемическую терапию. Пациенты, включенные в исследование, липидокорригирующих препаратов не получали.
Характер влияния энтеросорбции на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивали по показателям кардиогемодинамики — конечно-систолическому (КСИ) и конечно-диастолическому (КДИ) индексам, а также фракции выброса (ФВ). Оценивалась диастолическая функция левого желудочка (ЛЖ) по показателям допплерографии: время изоволюмической релаксации ЛЖ (IVRT), амплитуды скоростей раннего и позднего наполнения ЛЖ и их соотношение (Е, А, Е/A), время замедления раннедиастолического наполнения ЛЖ (DT).
Все Эхо- и допплерокардиографические исследования производились с помощью эхокардиографа General Electric (США). В течение 24 часов всем больным проводили холтеровское мониторирование (ХМ) ЭКГ с использованием аппарата Epicardia 3500 Ambulatory Monitoring System с расшифровкой результатов с помощью программного пакета DRG Mediatric V2.5b (США), что позволяло записывать их в трех модифицированных отведениях. Применяли нижнее ортогональное Y-отведение и трансторакальные V2, V9R. При обследовании больных оценивали динамику сегмента ST — длительность и частоту возникновения ишемии. В процессе анализа данных холтеровского мониторирования ЭКГ выясняли временные и спектральные показатели вариабельности сердечного ритма. При исследовании временных индексов ВСР выявляли стандартное отклонение среднего интервала R-R в течение суток (SDNN), стандартное отклонение средних значений интервала R-R за пятиминутные отрезки времени в течение суток (SDАNN), среднее значение стандартных отклонений всех пятиминутных интервалов в течение суток (SDNN индекс), стандартное отклонение разницы последовательных интервалов R-R (RMSSD) и процент последовательных интервалов R-R, разность между которыми превышает 50 мс (PNN50). В процессе изучения спектрального анализа изучали мощность спектра на высоких частотах (0,15–0,4 Гц) — HF, мощность спектра на низких частотах (0,05–0,15 Гц) — LF. Кроме амплитуды компонентов изучали также соотношение LF/HF — чувствительный показатель баланса симпатической и парасимпатической активности. В крови больных определяли основные показатели обмена липидов и липопротеидов: содержание общего холестерина (ОХС), триглицеридов (ТГ), липопротеидов низкой плотности (ЛПНП), липопротеидов очень низкой плотности (ЛПОНП), липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), показатели обмена углеводов — содержание в крови глюкозы и гликозилированного гемоглобина (HbA1c). Наличие и активность системного воспаления определяли по уровню С-реактивного белка (СРБ) в плазме крови.
Все определения проведены на полуавтоматическом биохимическом анализаторе Cormay Plus с использованием стандартных наборов фирмы Cormay (Польша). Исследования проведились при поступлении больных в клинику и через 1 мес. наблюдения. Полученные результаты обработаны статистически с применением разностного метода и критерия Стьюдента.
Результаты и их обсуждение
Полученные данные свидетельствуют о существенном корригирующем влиянии энтеросорбции препаратом Энтеросгель на функциональные и биохимические показатели обмена липидов, липопротеидов и глюкозы и выраженность системного воспаления. В результате лечения происходило достоверное уменьшение содержания в крови глюкозы (на 28 %, р < 0,05) и гликозилированного гемоглобина (на 33 %, р < 0,01). Уровень СРБ в крови снизился на 40 % (р < 0,01), а ТГ — на 19 % (р < 0,02) (табл. 1). В результате уменьшился атерогенный потенциал плазмы: содержание ЛПОНП уменьшилось на 14 % (р < 0,05), содержание ЛПНП уменьшилось на 20 % (р < 0,01), в то время как содержание ЛПВП увеличилось на 25 % (р < 0,05). Также наблюдалась тенденция к снижению содержания общего ХС в крови по сравнению с контрольной группой. В результате снижения атерогенного потенциала плазмы индекс атерогенности уменьшился на 10 % (р < 0,05).
Применение Энтеросгеля оказало существенное влияние на обмен аланинаминотрансферазы (АЛТ) и аспартаттрансаминазы (АСТ). Эти показатели достоверно снизились на 23 и 28 %, соответственно.
Использование сорбента уменьшает поступление ХС из кишечника в печень, что в свою очередь индуцирует синтез рецепторов ЛПНП. Конечным результатом этого является снижение содержания ЛПНП в крови пациента.
Использование Энтеросгеля в комплексной терапии оказывало выраженное метаболическое действие в сочетании с отчетливым влиянием на функциональную активность сердца. Отмечено выраженное влияние энтеросорбции как на систолическую, так и на диастолическую функции ЛЖ: КДИ, КСИ уменьшились, но ФВ ЛЖ оставалась без изменений по сравнению и с контрольной группой, и с показателями больных до лечения Энтеросгелем. Все показатели диастолической функции ЛЖ свидетельствовали об их достоверном улучшении в группе больных, которые получали Энтеросгель (табл. 2).
Следует отметить уменьшение количества желудочковых экстрасистол, как парных, так и групповых, у больных при применении Энтеросгеля, что можно объяснить детоксикационным эффектом препарата при развитии резорбционно-некротического синдрома у больных с ОИМ (табл. 3).
Сравнительный анализ временных показателей ВСР не выявил достоверных отклонений между группами (табл. 4), что можно расценивать как отсутствие влияния энтеросорбции на симпатоадреналовую активность у больных с ОИМ.
Однако при исследовании спектральных показателей ВСР в группе больных, получавших Энтеросгель, повышалась мощность спектра на высоких частотах (НF), которая отражает влияние парасимпатической ВНС на сердечную деятельность у больных после ОИМ. В этой группе больных отмечалось также достоверное повышение мощности спектра на низких частотах (LF), что может свидетельствовать об изменении тонуса как симпатического, так и парасимпатического отделов ВНС. У больных этой группы отмечалось достоверное снижение соотношения мощности спектров низких и высоких частот (LF/НF), которое также является чувствительным показателем уменьшения симпато-парасимпатического баланса ВНС.
При применении Энтерсогеля случаев развития побочных или отрицательных эффектов, которые потребовали бы отмены препарата, не зарегистрировано.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что применение энтеросорбента Энтеросгель у больных ОКС с подъемом сегмента ST и СД ІІ типа сопровождается нормализацией обмена глюкозы, отчетливым липидокорригирующим эффектом, снижением активности системного воспаления, положительным влиянием на систолическую и диастолическую функции левого желудочка, повышением мощности спектра вариабельности сердечного ритма и уменьшением желудочковой экстрасистолии.
Выводы
1. Использование энтеросорбции препаратом Энтеросгель (гидрогель метилкремниевой кислоты) в комплексном лечении больных острым коронарным синдромом с подъемом сегмента ST на фоне сахарного диабета II типа безопасно и эффективно в коррекции нарушений обмена липидов, липопротеидов и глюкозы.
2. Особенно показано применение детоксиканта Энтеросгель при развитии резорбционно-некротического синдрома у больных с ОИМ, что способствует сохранению систолической и диастолической функции сердца и позитивно влияет на симпатоадреналовую систему.
1. Амосова Е.Н. Актуальные вопросы лечения больных с ишемической болезнью сердца в сочетании с сахарным диабетом // Укр. мед. часопис. — 2001. — № 3. — 12-19.
2. Гребельний Н.Т., Скибун В.Н., Щербак А.В. Использование энтеросорбции в комплексном лечении инсулино-независимого сахарного диабета, осложненного поражением гепатобилиарной и мочевыделительной систем // Біосорбційні методи і препарати в профілактичній та лікувальній практиці. — Киев, 1997. — С.72-74.
3. Ефимов А.С., Соколова Л.К., Соколов М.Ю., Маньковский Б.Н. Особенности атеросклеротического поражения коронарных артерий у больных сахарным диабетом // Укр. кардіол. журн. — 2000. — № 3. — С. 10-13.
4. Клиническая диабетология / Под ред. А.С. Ефимова, Н.А. Скробонской. — К.: Здоровья, 1998. — 320 с.
5. Тронько М.Д., Єфімов А.С., Кравченко В.І., Паньків В.І. Епідеміологія цукрового діабету. — К.: Б.И., 1996. — 152 с.
6. Шевченко Ю.Н. Современные адсорбционные материалы для энтеросорбции // Біосорбційні методи і препарати в профілактичній та лікувальній практиці.- Київ . — 1997.- С .6-10.
7. Bhatt D.L., Marso S.P., Lincoff A.K. et al. Abciximab reduces mortality in diabetics following percutaneous coronary intervention // J. Amer. Coll. Cardiology. — 2000. — Vol. 35. — P. 922-928.
8. Chen J., Marciniak T.A., Radford M.J. et al. b-blocker therapy for secondary prevention of myocardial infarction in elderly diabetic patients // J. Amer. Coll. Cardiology. — 1999. — Vol. 34. — P. 1388-1394.
9. Detre K.M., Lombardero M.S., Brooks M.M. et al. The effect of previous coronary artery bypass surgery on the prognosis of patients with diabetes who have acute myocardial infarction // New Engl. J. Med. — 2000. — Vol. 342. — P. 989-997.
10. Mak K.-H., Topol E.J. Emerging concepts in the management of acute myocardial infarction in patients with diabetes mellitus // J. Amer. Coll. Cardiology. — 2000. — Vol. 35. — P. 563-568.
11. Malmberg K., McGuire D.K. Diabetes and acute myocardial infarction: the role of insulin therapy // Amer. Heart J. — 1999. — Vol. 138. — P. 381-386.
12. Marks J.B., Raskin P. Cardiovascular risk in diabetes // J. Diabet. Complicat. — 2000. — Vol. 14. — P. 108-115.
13. Marso S.P., Lincoff M., Ellis S.G. et al. Optimizing the percutaneous outcomes for patients with diabetes mellitus. Results of the EPISCENT Diabetic Substudy // Circulation. — 1999. — Vol. 100. — P. 2477-2484.
14. Van Belle E., Bauters C., Hubert E. et al. Restenosis rates in diabetic patients. A comparison of coronary stenting and balloon angioplasty in native coronary vessels // Circulation. — 1997. — Vol. 96. — P. 1454-1460.
15. Zimmet P., McCarty D., De Courten M. The global epidemiology of non-insulin-dependent diabetes mellitus and the metabolic syndrome // J. Diabet. Complicat. — 1997. — Vol. 11. — P. 60-68.
16. Zuanetti G., Latini R., Maggioni A., on behalf of the GISSI-3 Investigators. Effect of ACE inhibitor lisinopril on mortality in diabetic patients with acute myocardial infarction: the data from the GISSI-3 study // Circulation. — 1997. — Vol. 96. — P. 4239-4245.