Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 17(257) 2008

Вернуться к номеру

Совершенствование: лицом к врачу. Комментарии специалистов

Авторы: Е.Э. Черников, к.м.н., М.М. Зарецкий, Н.М. Черникова, Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого, Луганский государственный медицинский университет, прокуратура Жовтневого района г. Луганска, Городская клиническая больница № 2, г. Луганск

Разделы: Медицина. Врачи. Общество

Версия для печати

Я знаю, что я ничего не знаю
Сократ

Уровень культуры и эффективность медицинского обслуживания во многом определяются тем, как в практику здравоохранения внедряются достижения медицинской науки и накопленный положительный опыт. Поэтому перед каждым врачом стоит важная задача — систематически повышать уровень своих теоретических знаний, мастерство, неуклонно развивать клиническое мышление, совершенствовать методики обследования и лечения больного. Можно без преувеличения сказать, что тот врач, который не пополняет свои знания после окончания вуза, мало приносит пользы больным.

С.В. Курашов [5] в свое время говорил о необходимости создавать нетерпимое отношение к тем врачам, которые считают, что приобретенных в институте знаний им хватит на всю жизнь. Он назвал таких людей случайными людьми в медицине. После окончания высшего учебного заведения, по мнению И.В. Давыдовского, врач не заканчивает, а по сути дела, начинает широкое накопление знаний и опыта, продолжающееся в течение всей жизни [2].

Справедлива истина: знания, которые не пополняются, убывают с каждым годом. Каждый врач обязан раз в 5 лет проходить курсы совершенствования. Это положение документировано ст. 77 п. «в» Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» [2].

Если обратиться к присяге врача, которую дают выпускники медицинских университетов и академии, там можно прочитать такие слова: «Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, торжественно клянусь… постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики». На деонтологическом конгрессе, состоявшемся в Париже в прошлом веке (1967 г.), к клятве Гиппократа было сделано единственное дополнение: «Клянусь обучаться всю жизнь». Врач должен постоянно учиться, в том числе и на своих ошибках.

«Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку», — говорил М.Я. Мудров. Для современного врача эти слова особенно актуальны. Медицинская наука сегодня развивается настолько стремительно, что знания, приобретенные 5–6 лет тому назад, без дальнейшего совершенствования не только могут оказаться недоступными для практической деятельности, но даже стать тормозом.

Одному из нас [4] вспоминается бурный всплеск в медицине 60-х годов прошлого века. Врачам старшего поколения был хорошо известен ЦИУВ в г. Москве. Это центральный институт усовершенствования врачей на площади Восстания. Получить туда путевку на совершенствование было очень престижно! Это была Мекка, где за определенный срок можно было получить высокую теоретическую и практическую переподготовку. Лекции читались виднейшими учеными-практиками в аудиторном корпусе на Баррикадной. Начинались они в полдень с таким расчетом, чтобы не было опоздавших. Аудитория, как правило, не вмещала всех желающих. Врачи сидели в проходах аудитории и конспектировали. На лекции присутствовали не только курсанты, но и врачи г. Москвы. Это был мировой центр подготовки и переподготовки врачей всех специальностей. И непонятная, неудержимая тяга к знаниям.

Резкий в своих суждениях врач-философ Н.М. Амосов считал: «Что касается интеллекта у наших практикующих врачей, то при всем моем оптимизме скажу, что знания наших врачей ниже, чем там. Они меньше знают и еще меньше умеют по сравнению со своими западными коллегами». Кроме того, он говорил о безответственности наших врачей: «В США, например, чуть что — сразу в суд. Врач там постоянно под дамокловым мечом. И это заставляет все время шлифовать квалификацию. А наш не учится. Конкуренции нет, отбора нет. Все связано с тем, что лишние доходы у знающего и незнающего врача одинаковые. Раз нет стимула, нет необходимости и желания читать, повышать свою квалификацию» [6].

К великому сожалению, считает профессор О.Е. Бобров, приходится констатировать, что сегодня врачей-профессионалов становится все меньше по нескольким причинам: «Первая: те, кто умнее, побойче, молодежь давно сбежали на Запад либо в фармацевтические фирмы или частные организации. Профессионалов здраво­охранения становится все меньше. Сейчас профессионалы в муниципальной системе — это советские врачи, привыкшие работать «за спасибо», которым деваться уже некуда и которые тянут эту лямку. Но они скоро закончатся» [1].

Совершенствование врача — понятие широкое и включает в себя не только повышение уровня профессиональной квалификации, но и самовоспитание личности и характера, совершенствование нравственных и эстетических принципов мышления и чувств, поведения.

Особое внимание повышению квалификации врачей уделяла академик АМН Украины и России, профессор, Герой Социалистического Труда и Герой Украины Л.Т. Малая. Она считала, что «…с каждым годом лавинообразно увеличивается количество медицинских публикаций, трудно представить себе врача, который бы читал «достаточно»: по экспертным оценкам, чтобы оставаться «в курсе самых основных достижений в своей специальности», врач ежедневно должен читать 17 научных статей. 365 дней в году — по 17 статей в день!» [6].

Специалисты, которые работают по принципу: «врач учится всегда», достигают наилучших результатов в практической и научной работе.

Вице-президент ассоциации гастроэнтерологов Украины, заслуженный деятель науки и техники, профессор Н.В. Харченко считает, что не следует отсутствие желания у некоторых врачей учиться «маскировать» под недееспособность нашей системы здравоохранения. Прогрессивный врач всегда учитывает современные достижения мировой медицины, а не отечественные медицинские «практические» обычаи. «Главное — образованность и желание каждого специалиста работать, учитывая передовые мировые медицинские стандарты», — говорит она [8].

В идеале медицинская помощь может считаться квалифицированной, если она соответствует передовому уровню мировой медицинской науки и практики при условии, что этот критерий применяется во всех случаях заболевания и по отношению к каждому больному.

А вот что говорит главный хирург Воо­руженных сил Украины профессор В.Я. Белый: «Наша работа предполагает высокий профессионализм, требует не только базового образования, но и постоянной учебы, совершенствования, и результат виден всегда… Никогда качество работы не может превышать уровень образования. Образование дается дипломами, но если он (врач) постоянно не совершенствуется в своей области, то ничего из него не будет. Знания быстро устаревают и обесцениваются. Надо все время быть в форме» [6].

Говоря об уровне подготовленности и моральных качествах молодых врачей, известный в Украине академик НАН Украины, профессор В.И. Гришенко отмечает, что «большинство молодых врачей проявляет должный интерес к специальности, обладает достаточно высоким моральным уровнем. В то же время подготовленность, а иногда и сознание своего врачебного долга, в первую очередь у так называемых контрактников, часто не выдерживает должной критики. Основным путем реализации данной ситуации является то, что, к счастью, значительная их часть уходят из медицины в бизнес. Происходит свое­образный естественный отбор» [6].

С распадом СССР бывшие институты усовершенствования врачей были преобразованы в академии, а при институтах Минздрава Украины, переименованных в университеты для усовершенствования врачей, были организованы ФУВ (факультеты усовершенствования врачей).

Кадровый состав этих факультетов, где работают остепененные «до предела» преподаватели, оставляет желать лучшего. Об этом часто говорят сами курсанты. Чтобы не быть голословными, приведем мнение одного из курсантов ФУВ, который закончил с отличием в бывшем СССР мединститут. После окончания института он активно работал над собой, защитил кандидатскую диссертацию. Он отметил, что за время прохождения усовершенствования лекции профессора и занятия преподавателя не отвечали его учебным стандартам: «Я пришел на курсы, чтобы учиться, а вскоре понял, что по моему предмету знаний здесь не дают. Особенно не хватало практики». Поэтому он их стал посещать редко и появился в день их окончания, чтобы получить очередную «корочку». Курсы, как правило, краткосрочные и носят сугубо теоретический характер. А посещают их врачи в плане предаттестационной подготовки. И многое в этих курсах носит формальный характер, к тому же они платные, хотя известно, что в ряде стран стремление врача к совершенствованию поощряется материально.

Известно, что Украина в 2005 году присоединилась к Болонскому процессу, который предполагает полноправное вхождение нашей страны в общеевропейское образовательное пространство. Однако необходимым условием для этого является адаптация внутренней системы к европейской не только на декларативном, но и на законодательном уровне. Проводимая сегодня Министерством образования и науки «широкомасштабная» реформа высшей медицинской школы и вообще высшего образования буксует и носит фактически формальный характер. Европейская система зачетов кредитов (ECTS), оценка качества подготовки и соответствия стандартам транснационального образования у нас сводится к решению контрольных ситуационных тестов с дальнейшей оценкой уровня ответов студентов.

О какой современной подготовке врача в наших медицинских вузах и на факультетах усовершенствования должна идти речь, чтобы полученный диплом давал студентам право выбора места работы в любой стране? Раз получив «корочки», они забывают дорогу в медицинскую библиотеку, не имеют там даже формуляра. Редко или даже вообще не печатаются в престижных научных медицинских изданиях. Конечно, во многом это связано с тем, что социальное положение этой категории лиц оценивается недопустимо низко и неадекватно, хотя общеизвестно, что в странах Европы и США профессии врача и преподавателя являются наиболее престижными и высокооплачиваемыми.

Большинство ФУВ медицинских университетов стали сугубо учебными заведениями. А вот научный процесс, как правило, идет в русле выполнения какой-либо узкой плановой работы, исполнителями которой является весь коллектив кафедры. И заканчивается эта деятельность разве что публикацией тезисов в какой-нибудь республиканской конференции и не представляет серьезной научной работы. Такой «научный паразитизм» свойственен большинству периферических медвузов Украины. А ведь основная масса лауреатов Нобелевской премии США работает именно в университетах.

Конечно, многое зависит и от преподавателей, которые обучают. Пройти мимо этой проблемы нельзя. Известный педиатр Украины Е.М. Лукьянова, академик НАН Украины, Украинской и Российской АМН, вспоминая годы учебы в киевском медицинском институте в прошлом веке, говорит, что большинство профессоров были яркими личностями, которые ей запомнились на всю жизнь, а учебный процесс был тогда на высочайшем уровне. Сегодняшние выпускники таких знаний и кругозора, к сожалению, не имеют. «Молодых врачей в клинике доцент Д.Л. Сигалов учил любить больного, быть ответственным, много читать, анализировать, поддерживать авторитет и традиции своей клиники»[6].

«Убежден, что задача педагога сводится не только к передаче специальных знаний, но и к воспитанию высокоэрудированного врача, настоящего интеллигента, хотя сейчас это не в моде», — считает патриарх украинской эндокринологии, академик А.С. Ефимов [6].

К сожалению, формат газетной статьи не позволяет авторам использовать все имеющиеся у них материалы по затронутой проблеме. Что касается напутствия молодых коллег, то нам кажется, что будет логичнее, если мы повторим некоторые заветы из знаменитого «Письма к молодежи» лауреата Нобелевской премии И.П. Павлова. Это те заветы, которым он следовал всю свою сознательную жизнь.

Иван Петрович назвал всего три, с его точки зрения, главных качества, совершенно необходимых не только начинающему ученому, но и врачу: «Прежде всего последовательность. С самого начала приучите себя к сдержанности и терпению… Второе — это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко не оценивали Вас, всегда имейте мужество сказать себе: Я — невежда. Третье — это страсть… будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях…» [7].



Вернуться к номеру