Газета «Новости медицины и фармации» 20(262) 2008
Вернуться к номеру
Бог в помощь!
Авторы: Владимир БЕРСЕНЕВ, заслуженный врач Украины
Разделы: Медицина. Врачи. Общество
Версия для печати
Проверенное веками пожелание ближнему: дескать, давай напрягись — и с Божьей помощью одолеешь. В подтексте — подсказка: «Кто рано встает — тому Бог подает». Или помогает. Что, в принципе, одно и то же. То есть вкалывай, не ленись — и у тебя обязательно получится.
Задумывались или нет, но мы, верующие и атеисты, постоянно ссылаемся на Бога. По привычке, по традиции. Например, на вопрос: «Откуда на страну свалился политик имярек?» отвечаем: «Бог весть». Или «Бог знает (Бог ведает!)». Ну а когда тот же политик вешает избирателям лапшу на уши, раскатанную из розовых обещаний, пожимаем плечами: «Несет Бог знает что!».
Ясны и понятны (прозрачны, как теперь полюбили выражаться) словосочетания «Бог миловал», «как Бог на душу положит», «Бог не обидел», «Бог прибрал», «Бог с тобой», «Боже мой», «дай Бог памяти», «избави Бог», «куда Бог пошлет», «давай Бог ноги», «как Бог свят» и т.п. Употребляем их к месту и не к месту — вопреки давней рекомендации не поминать Господа всуе.
По другим поводам, также не требующим особой расшифровки, часто произносим: «Не Бог весть как (или — какой)», «Не Бог весть что», «Не приведи Бог», «Помилуй Бог», «Убей меня Бог», «Побойся Бога», «Богом обиженный», «Одному Богу известно», «Отдавать Богу душу». В том же ряду — «Боже упаси», «ни Боже мой», «Божья милость», «Божий свет», «почил в Бозе»…
Об эмоциональной окраске обращений типа «вот тебе Бог, а вот — порог», когда не хочется кормить незваного гостя «чем Бог послал», говорить не приходится. Перечисленные выше слова и выражения (так же, как и оставленные между строк) ни капельки не поблекли за десятилетия гонений на религию. Насыщали живую речь образностью, расцвечивали ее немеркнущими красками. До сих пор как новенькие.
К счастью, изменившиеся обстоятельства подтолкнули филологов вернуть заглавному слову прописную букву. С остальными формальными признаками религиозности тоже вроде бы все пришло в соответствие — начиная с повального восстановления разрушенных храмов. Жаль только, вместо воссоздания первоначального вида сооружения, как это удалось в советские времена с церковью Параскевы Пятницы в Чернигове, в спешке принялись возводить новоделы на бетонной и железобетонной основе. Один из них, церковь в Киеве на Подоле, где, по преданию, молился оперный князь Игорь, внешне похож на древнего предка, однако вряд ли доживет даже до конца ХХI века. В подвалах вода, ее не успевают откачивать.
Такое впечатление, что тотальным возвратом к счастливому прошлому занимались те же люди, которые столько лет вели нас в светлое будущее. В том же духе осваивают церковные обряды. Ударными темпами, не иначе. Не буду говорить о руководителях нашей страны. Сошлюсь, как принято в абсолютно незаангажированных СМИ Украины, на примеры из жизни «северного соседа». Сведущие люди не раз хихикали по поводу того, что президент Ельцин не той рукой крестился, а президент Путин все норовил похлопать по плечу патриарха. Что общего у российских и украинских «элит», так это то, что сильные мира сего так и не выяснили, имеют ли право их охранники держать их свечки, когда сами они неистово крестятся.
Так и вертится на языке старинный фразеологический оборот: «Ни Богу свечка, ни черту кочерга»! Но мода есть мода. Куда повернется — одному Богу известно. Говорят, мода нынче предписывает нательные (подчеркиваю, нательные) крестики надевать поверх одежды. Чтобы все видели! Хотя сам факт крещения — еще не повод привлекать к себе внимание. По той простой причине, что верой не хвастаются, это таинство, в чем-то очень интимное и глубоко личное. Даже такой великий польский острослов, как Ежи Лец, говоря о религиозности, попридержал свой ехидный язык и сказал: «На вопрос «верите ли вы в Бога?» отвечаю: «Об этом знает лишь Господь Бог».
Что истинные христиане выставляют напоказ? Дела и только дела! Которые «как Бог свят». А не те, которые «как Бог на душу положит». В позднесоветские времена такое поведение называлось показухой и ничего общего с благими намерениями не имело. Даже тогда.
К сожалению, религиозность наравне с другими проявлениями духа настигло общее поветрие. Замочная скважина, в которую любили подглядывать извращенцы, увеличена до размеров теле- и киноэкрана. Особый кайф вызывают прелюбодеяния, во все века совершавшиеся под покровом ночи. Публика не возмущается, публика с интересом изучает подробности. Про поцелуи взасос на эскалаторе метро уже не говорю. Так же, как и про разговоры по мобилке. С одной стороны, спасибо соседям по троллейбусу за то, что у них «секретов нету от меня». Но как уберечь свою психику от излишних подробностей?
Безусловно, в повальном увлечении чисто внешней стороной религиозности кроются причины параллельного существования на территории страны нескольких не признающих друг друга православных церквей, а также неуемного разрастания всевозможных сект.
Прежде храмы при больницах выполняли свою профилактическую и оздоравливающую души функцию. В бюджете богоугодных заведений — больниц — отдельной строкой проходило приобретение краски для пасхальных яиц. Довелось видеть отчет Александровской (бывшей Октябрьской, а теперь снова Александровской) киевской больницы за 1912 год. В нем такая статья расходов значилась. В пудах.
До чего хотелось бы дожить, так это до того дня, когда «элитных» посетителей церквей перестанут называть «подсвечниками». Построить храм еще не значит покаяться в грехах. Это лишь первый шаг к покаянию. Самый простой и поверхностный. Не затрагивающий, по большому счету, душевных струн.
Репку вытаскивать, толкать застрявшую машину, строить дом лучше сообща. А дорогу к храму надо искать в одиночку, торить своим умом. И чувствами. В любом случае, уповая на Бога, желательно не перекладывать на него ответственность за результат. Самому не плошать.