Журнал «Внутренняя медицина» 5-6(11-12) 2008
Вернуться к номеру
Влияние энтеросорбции на содержание про- и противовоспалительных медиаторов при тяжелой термической травме
Авторы: О.И. Осадчая, А.М. Боярская, Институт гематологии и трансфузиологии АМН Украины; Б.С. Шейман, Н.А. Волошина, Институт экогигиены и токсикологии им. Л.И. Медведя МЗ Украины, г. Киев
Рубрики: Семейная медицина/Терапия, Терапия
Версия для печати
У пострадавших с тяжелой термической травмой выявлено значительное повышение содержания провоспалительных цитокинов в течение всего исследования, что свидетельствует о формировании неадекватного воспалительного ответа у данной категории больных. Применение энтеросорбции у больных с ожоговой болезнью способствует оптимизации воспалительного ответа и снижению риска формирования полиорганной недостаточности.
медиаторы воспаления, интерлейкины, термическая травма, системный воспалительный ответ.
Введение
Проблема термических поражений остается одним из важных разделов клинической медицины. По данным ВОЗ, термическая травма занимает третье место среди других травм [1].
Ожоговая болезнь — специфический симптомокомплекс, который развивается после термической травмы и состоит из последовательных патологических звеньев: зона термического поражения — токсическая субстанция — протеолиз — снижение естественной резистентности и нарушение иммунологической реактивности — генерализация воспалительного процесса — развитие полиорганной недостаточности (ПОН) [2, 5].
В качестве антигенов при термической травме выступают белки пораженной кожи и токсины микробного происхождения. Массивная антигенная нагрузка приводит к повышению продукции макрофагами провоспалительных цитокинов — интерлейкинов (ИЛ-1, ИЛ-6) и фактора некроза опухоли (ФНО).
Основной причиной развития полиорганной недостаточности при тяжелой термической травме является суммарный эффект, который формируется за счет медиаторов воспаления и продуктов массивного распада тканей. Данные процессы обусловливают развитие синдрома системного воспалительного ответа (ССВО).
Выделяют три стадии развития ССВО:
1) локальная продукция цитокинов в ответ на травму или инфекцию;
2) выброс малого количества цитокинов в системное кровообращение;
3) генерализация воспалительной реакции.
При этом доминируют деструктивные эффекты цитокинов и других медиаторов, что приводит к повреждению эндотелия капилляров, генерализации воспаления и формированию ПОН [4].
До настоящего времени остается недостаточно изученным влияние детоксикационной терапии, в том числе энтеросорбции, на клиническое течение системного воспалительного ответа при ожоговой болезни. Так, открытым остается вопрос влияния энтеросорбции на содержание про- и противовоспалительных медиаторов у больных с тяжелыми ожогами.
Цель работы — изучить эффективность применения препарата Энтеросгель в комплексной профилактике развития системного воспалительного ответа у больных с тяжелой ожоговой травмой.
Материалы и методы исследования
Обследованы 60 больных с тяжелыми ожогами, которые находились на лечении в Центре термической травмы и восстановительной хирургии (городская клиническая больница № 2 г. Киева), из них 45 мужчин и 15 женщин. Возраст больных — 18–40 лет. Основными источниками термического поражения были пламя — 65 % случаев и горячие жидкости — 35 %.
Все больные были разделены на две группы, сопоставимые по полу и возрасту. Основную группу составили 30 больных, которые наряду с традиционной терапией ожоговой болезни начиная со 2-х суток после травмы получали энтеросорбент Энтеросгель. Препарат назначали per os или, при необходимости, через назогастральный зонд 3–4 раза в сутки за 1–1,5 часа до или через 2 часа после приема пищи. Больным контрольной группы (30 пациентов) проводилось только традиционное лечение. Трансфузионную терапию всем больным проводили по принципу гемодилюции с использованием разработанных в клинике стандартов.
Исследования проводились в остром периоде ожоговой болезни (до 19–21-х суток с момента травмы): в стадии ожогового шока — 3-и — 4-е сутки, токсемии — 9–11-е сутки и септикотоксемии 19–21-е сутки с момента травмы. У всех больных исследовали содержание про- и противовоспалительных цитокинов — интерлейкинов (ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-4, ИЛ-6) и фактора некроза опухоли [3].
Результаты и их обсуждение
В результате проведенных исследований цитокинового статуса у больных контрольной группы установлено, что на 3-и — 4-е сутки после травмы наблюдается резкое повышение провоспалительных цитокинов ИЛ-1 и ФНО в 5,1 и 44,0 раза соответственно по отношению к показателям здоровых лиц (р < 0,05). Данная тенденция свидетельствует о наличии выраженной воспалительной реакции у пациентов с тяжелыми ожогами. Содержание противовоспалительных цитокинов ИЛ-2 и ИЛ-4 также было повышенным в 7,75 и 8,2 раза соответственно (р < 0,05) (табл. 1).
На 9–11-е сутки после травмы наблюдалась тенденция к дальнейшему повышению содержания провоспалительных интерлейкинов ИЛ-1 и ФНО по отношению к исходным показателям и значениям здоровых лиц (р < 0,05). При этом концентрация ИЛ-2 повышалась, а содержание ИЛ-4 снижалось на 23,0 %. По нашему мнению, неэффективная ингибиция синтеза провоспалительного ИЛ-1 является одной из основных причин развития дисфункций в системе регуляции иммунного ответа, что приводит к формированию системного воспалительного ответа у больных данной категории.
На 19–21-е сутки с момента травмы содержание ИЛ-1 и ФНО снижалось относительно исходных показателей, однако эти значения было выше показателей здоровых лиц (р < 0,05). Установлено также снижение концентрации ИЛ-4 по отношению к исходным значениям (р < 0,05).
Мы считаем, что отсутствие эффективного ингибирующего влияния ИЛ-4 на продукцию провоспалительных медиаторов способствовало развитию цитокиновых взаимодействий, направленных на формирование воспалительной реакции по гиперреактивному типу. С одной стороны, ИЛ-1 поддерживал высокую концентрацию ФНО, а тот стимулировал синтез ИЛ-6, который не ограничивал синтез ИЛ-1. С другой стороны, повышение относительно контрольных величин концентрации ИЛ-4 способствовало развитию иммуносупрессии у данной группы больных.
У больных основной группы при исследовании цитокинового статуса на 3-и — 4-е сутки с момента травмы достоверных расхождений показателей по отношению к значениям контрольной группы не определено (табл. 2).
При исследовании показателей содержания про- и противовоспалительных цитокинов у больных основной группы на 9–11-е сутки с момента травмы установлено существенное повышение данных значений по отношению к показателям здоровых лиц (р < 0,05).
На 19–21-е сутки с момента травмы отмечалось достоверное снижение содержания ИЛ-1 и ФНО по отношению к исходным значениям (р < 0,05) и аналогичным показателям контрольной группы, однако превышающее значения здоровых лиц (р < 0,05). При этом выявлена тенденция к снижению концентрации ФНО, ИЛ-1 и ИЛ-6 по отношению к показателям в стадии токсемии. Данные тенденции соответствовали динамике изменений показателей контрольной группы, хотя и были более выражены.
При исследовании содержания противовоспалительных цитокинов у больных основной группы на 19–21-е сутки с момента травмы установлено снижение концентрации ИЛ-4 и ИЛ-2 по отношению к исходным показателям. При этом динамика изменения значений содержания ИЛ-2 соответствовала тенденциям у больных контрольной группы. В то же время снижение содержания ИЛ-4 у данной группы больных в стадии септикотоксемии по отношению к исходным значениям было менее выражено.
Выводы
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о значительном повышении содержания провоспалительных цитокинов у больных с тяжелой ожоговой травмой. Разбалансированность цитокиновой регуляции является одной из основных причин дисфункций иммунной системы, способствующей развитию системного воспалительного ответа и полиорганной несостоятельности.
Применение энтеросорбента Энтеросгель при ожоговой болезни снижает токсическую нагрузку на иммунную систему и уменьшает деструктивное действие цитокинов. Оптимизация воспалительного ответа снижает риск формирования полиорганной недостаточности.
1. Азолов В.В., Жегалов В.А., Пономарева Н.А. Проблемы специализированной помощи обожженным в России и пути их решения // Международный медицинский журнал. — 2003. — Т. 9, № 2. — С. 102-107.
2. Беликов Ю.Н., Иашвили Б.П., Иашвили Л.Б., Санашвили К.И. Состояние местного гуморального иммунитета при термоингаляционной травме // Вестник неотложной и экспериментальной хирургии. — 2004. — Т. 5, № 3.
3. Бацков С.С., Лапаев И.Б., Цыган В.Н. Основы клинической иммунологии (Руководство для врачей). — СПб., 2003. — 121 с.
4. Возианов А.Ф., Бутенко А.К., Зак К.П. Цитокины. Биологические и противовоспалительные свойства. — К.: Наук. думка, 1998. — 317 с.
5. Новикова Р.И., Черний В.И., Кузнецова И.В. и др. Синдром системного воспалительного ответа с позиции теории общеадаптационных реакций // Біль, знеболювання та інтенсивна терапія. — 2000. — № 1(д). — С. 73-75.